Субсидиарная ответственность после прекращения дела о банкротстве

Привлечение к субсидиарной ответственности за рамками процедуры банкротства. Реальность или миф?

Не секрет, что с каждым годом законодательство о банкротстве становится всё более прокредиторским. Появляются различные презумпции виновности контролировавших должника лиц, вводятся новые основания для привлечения к субсидиарной ответственности. Очередная и, пожалуй, наиболее существенная за последнее время порция поправок в закон о банкротстве вступила в силу 28 июля 2017 года. Например, появилась ответственность бывшего руководителя за невозможность полного погашения требований кредиторов в деле о несостоятельности. Но я сегодня хочу разобрать другое принципиальное новшество, закрепленное в ст.61.19, а именно, возможность привлечения к субсидиарной ответственности вне рамок банкротства. То есть, теперь прекращение и даже завершение процедуры несостоятельности перестало быть препятствием для подачи иска о субсидиарке. Так что, теперь бывшие участники и руководители обанкротившейся компании будут пожизненно находиться под угрозой быть привлеченными к ответственности за долги давно исключенной из ЕГРЮЛ фирмы?

Многие кредиторы именно так и посчитали, в связи с чем, стало распространенной практикой прекращать процедуры банкротства должников на ранних стадиях и даже на стадии рассмотрения обоснованности заявления о неплатежеспособности. Так поступают, если кредиторы понимают, что у должника отсутствует имущество, и как основание прекращения банкротства указывают именно отсутствие у банкрота средств на финансирование процедуры. И далее, подается заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника. Прекрасная схема, при которой кредитор не потратившись на проведение процедур наблюдения и конкурсного производства, да еще и сэкономив уйму времени, переходит сразу к желанной цели. Но всё ли так просто?

Вообще, не просто. Единственное основание, по которому руководителя реально привлечь к субсидиарке не пройдя процедуру банкротства юрлица – это пропуск срока на самостоятельную подачу должником заявления о неплатежеспособности. Да и то, сработает такое основание только при наличии множества судебных процессов в отношении должника, по которым вступили в силу решения о взыскании. При этом важно, чтобы долг кредитора возник не раньше других долгов. Также большое влияние на результат окажет наличие у защищающейся стороны грамотных юристов по банкротству.

Давайте разберем, почему так происходит. Дело в том, что субсидиарная ответственность, по своей сути, это дополнительная мера ответственности, и применяться она может только при наступлении определенных обстоятельств. Перечень таких условий перечислен в Главе III.2 закона о банкротстве. То есть, наличие оснований для привлечения к субсидиарке нужно суду доказать, сама по себе неплатежеспособность не является достаточным основанием. Поэтому нужно предварительно собрать достаточные и неопровержимые доказательства. А как их собрать вне рамок банкротства? В подавляющем большинстве случаев никак. Вот и оказывается, что перспективное для кредиторов положение закона, на практике в суде не работает.

Что же касается ситуаций, когда заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подается после завершенной или прекращенной на поздней стадии конкурсного производства процедуры банкротства, то тут со сбором доказательств значительно проще, но тоже есть важные нюансы. Так срок на подачу такого заявления ограничен сроком в 3 года по общим правилам искового производства. Также нужно понимать, что право на подачу заявления есть только у того кредитора, который по объективным причинам не мог этого сделать в ходе конкурсного производства. Проще говоря, только вновь открывшиеся после завершения банкротства обстоятельства дают право на обращение в суд. Какова вероятность обнаружения таких обстоятельств? Очевидно, что не велика.

Так что кредиторам не стоит уповать на освещенную выше норму закона, и следует заниматься вопросами субсидиарной ответственности в рамках дела о несостоятельности. Привлечение контролировавших должника лиц вопрос, требующий серьезной подготовки и сбора серьезной доказательной базы. Это по силам либо арбитражному управляющему, либо опытным юристам по банкротству.

Надеюсь, был полезен. С удовольствие отвечу на дополнительные вопросы на консультации.

В этой статье мы прокомментируем недавно (28.12.2016 г.) принятый закон за номером 488-ФЗ, которым вносятся изменения в ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, и в ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Большая часть его статей вступают в силу 01.07.2017 г. и касаются расширения возможности заинтересованных лиц обращения с заявлениями в арбитражный суд с целью привлечения к субсидиарной ответственности, а также ответственности в виде взыскания убытков с руководителей и собственников (выгодоприобретателей) организаций. Кроме того, в июле 2017 года вышел обзор важнейших процедурных изменений в частях первой и второй статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”.

В корпоративное законодательство – ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” – Федеральным законом 488-ФЗ внесена статья 3.1 о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ранее контролировавших деятельность общества, которое было принудительно ликвидировано налоговым органом в связи с отсутствием признаков действующего лица.

Сам термин “субсидиарная ответственность” и все основания для ее применения описывались ранее в указанной статье.

Субсидиарная ответственность без банкротства

Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ. Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения. Действует это правило с 1 сентября 2017 года.

Брошенные с долгами и ликвидированные регистрирующими органами компании теперь влекут риски для их бывших выгодоприобретателей.

Также, закон допускает увеличение срока ликвидации общества с 1 года до 1.5 лет по решению суда, при этом запрещает повторное (в случае отмены предыдущего решения) обращение с заявлением о добровольной ликвидации в течение 6 месяцев.

В ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” внесены следующие изменения.

В ЕГРЮЛ будет новая графа, содержащая сведения о процедурах банкротства организации. Такие сведения в регистрирующий орган будет направлять оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) не позднее 3х дней с даты внесения их в ЕФРСБ.

Запрещена принудительная ликвидация компаний при наличии сведений об их банкротстве, либо при наличии обоснованных заявлений заинтересованных лиц о нарушении их прав ликвидацией общества. Следует отметить, что на практике такой подход действует уже давно, теперь он закреплен на законодательном уровне.

Изменения в Законе о банкротстве

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” претерпел ряд внушительных изменений, особенно многим известная его статья 10.

UPD. Как было сказано выше, важнейшие процедурные изменения 2017 года описаны в частях первой и второй статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”, а статья 10 Закона о банкротстве в июле 2017 года утратила силу. 
Изменения касаются поданных с 01.07.2017 г. заявлений о привлечении лиц к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков.

Предусматривающая субсидиарную ответственность статья 10 дополнена изменениями в пункте 5 о возможности подачи и рассмотрения соответствующего заявления и после завершения конкурсного производства, а также при возвращении заявления о банкротстве либо прекращения банкротного дела в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры.

Последнее основание – об отсутствии финансирования являлось очень распространенным для невведения судом процедур банкротства и теперь не является препятствием для привлечения лиц к субсидиарной ответственности, даже, при отсутствии банкротства общества как такового. Десятки и сотни заявлений кредиторов о банкротстве были возвращены заявителям ввиду недоказанности возможности финансирования будущих процедур банкротства. В итоге, все должники данных кредиторов получили возможность без каких-либо беспокойств оставить вопросы погашения долгов. Теперь эта порочная практика прекращается.

Привлечение к субсидиарной ответственности без дела о банкротстве

Заявление об ответственности контролирующих лиц в этом случае подается в трехлетний срок в тот же арбитражный суд, что и возвращал заявление о банкротстве или прекращал это дело. Допускает законодательство теперь и подачу искового заявления о взыскании убытков с виновных лиц в исковом производстве по тем же правилам.

Кроме того, предоставлено право подавать аналогичное заявление и работникам общества, правда только в процедуре конкурсного производства.

Заявление об ответственности за неподачу заявления о банкротстве может быть подано в течение 3х лет с момента возникновения соответствующей обязанности, но не позднее 3х лет с момента введения конкурсного производства.

В ситуации, когда суд по заявлению стороны устанавливает наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но размер этой ответственности пока что определить не удается (пополняется конкурсная масса, идут расчеты с кредиторами), арбитражный суд по своей инициативе должен приостановить рассмотрение обособленного спора, а в резолютивной части определения указать на доказанность наличия виновных действий. Таким же образом должен поступить и отменивший определение суда об отказе в привлечении к ответственности апелляционный суд – указать в резолютивной части на наличие оснований для привлечения к ответственности и приостановить производство. Возобновляется производство на основании ходатайства конкурсного управляющего, где указывается и подлежащая взысканию денежная сумма.

После завершения конкурсного производства вправе по общим основаниям (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве) подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц кредиторы

  • по текущим обязательствам
  • включенные во все очереди реестра требований кредиторов
  • зареестровые кредиторы.

Как мы видим, Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” позволил наравне с конкурсными кредиторами обращаться с заявлениями к виновным лицам, в том числе и после завершения процедуры конкурсного производства, кредиторам по текущим обязательствам и тем кредиторам, чьи требования учтены для погашения за счет оставшегося после всех других кредиторов имущества.

Исполнительный лист на взыскание субсидиарной ответственности должен содержать не только размер выплачиваемой каждому кредитору суммы, но и ее очередность относительно иных кредиторов. Теперь аффилированные виновным лицам структуры не смогут просто выкупить долги (субсидиарная ответственность, убытки) с торгов, т.к. взыскателями будут указываться конкретные кредиторы.

Далее, взыскание задолженности по субсидиарным долгам или убыткам будет продолжаться после завершения процедуры банкротства группой кредиторов. Т.е. выгодоприобретатели должника останутся сами должниками на неопределенный срок.

Подытожим основные вносимые Федеральным законом от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ изменения:

  • появилось право предъявлять требования к  контролирующим компанию лицам после завершения ее деятельности, но только в результате принудительной ликвидации
  • принудительная ликвидация предприятий запрещается, если в ЕГРЮЛ есть запись о банкротстве или в налоговый орган предъявлено заявление заинтересованного лица
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать как после завершения процедуры банкротства, так и вне данной процедуры, если в ее введении было ранее отказано или было прекращено производство
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым видом кредиторов: реестровый, зареестровый, текущий, работник
  • по общему правилу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков подаются в течение трех лет с момента как лицо должно было узнать или узнало о наличии соответствующих оснований
  • гражданско-правовое преследование виновных в банкротстве или перед кредиторами лиц, сами кредиторы смогут инициировать и осуществлять в рамках исполнительного производства и после завершения банкротных процедур.

Право на подачу заявления о привлечении к ответственности на основании ст.61.11 и 61.13 Закона о банкротстве.

Допустима ли подача заявления в наблюдении? От чьего имени выступает в таком случае временный управляющий?

Допустима ли подача заявления лицом, обратившимся за установлением своих требований, или такое право возникает только после вынесения судебного акта в его пользу (о включении в РТК и т.п.)? Может ли подать заявление текущий кредитор?

Право на подачу заявления о привлечении к ответственности на основании ст.61.12 Закона о банкротстве

Что означает фраза закона о возможности арбитражного управляющего обращаться к виновным лицам с требованием в интересах иных лиц? Это новая разновидность косвенных исков или что-то ещё? В чью пользу в таком случае должен вынести решение суд?

Что делать с удовлетворённым требованием о привлечении виновных лиц к ответственности перед конкурсной массой: продавать с торгов или взыскивать?

Подача заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения дела о банкротстве.

Что означают слова «заявлением может быть подано» в п.5 ст.61.14 Закона о банкротстве? Речь о сроке исковой давности? Если да, каковы особенности его исчисления? Какое сочетание субъективных и объективных сроков установил законодатель?

Означает ли 10-летний срок в п.5 ст.61.14 Закона о банкротстве, исчисляемый с даты виновного деяния и упомянутый в совокупности с 3-летним сроком с даты признания должника банкротом, что при определении оснований субсидиарной ответственности могут оцениваться действия контролирующих лет в пределах 7 лет до признания должника банкротом? Как это соотносится с тем, что требование о субсидиарной ответственности может быть заявлено в любой процедуре, т.е. и когда неизвестна дата открытия конкурсного производства?

Возможность восстановления срока давности при его пропуске по уважительной причине не более чем на 2 года.

Процессуальные особенности рассмотрения заявления о субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.

Новый процессуальный критерий – проверка судом вероятности признаков контролирующего лица на стадии принятия заявления (п. 2 ст.61.16).

Право суда переложить бремя доказывания на ответчика по данному обособленному спору в случае его недобросовестного процессуального поведения (непредставление отзыва на требование, его неполнота и проч.) – п.4 ст.61.16 Закона.

Процессуальные особенности применения судом обеспечительных мер по такому обособленному спору.

Распределение судебных расходов по спору о субсидиарной ответственности.

Решение коллизии двух банкротных процедур (включая собственную процедуру банкротства контролирующего лица).

Процессуальные особенности рассмотрения заявления о субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве.

Подсудность данных требований – в суд, рассматривавший дело о банкротстве ранее.

Недопустимость конкуренции процессов (повторного процесса).

Групповой характер иска (гл.28.2 АПК РФ); для того, чтобы получить присуждение в свою пользу, необходимо присоединиться к групповому иску, поданному одним из кредиторов. Каковы последствия неприсоединения какого-либо из кредиторов к данному требованию?

При этом иск является прямым (присуждение производится в пользу истца, а не конкурсной массы). Сохраняется ли при этом возможность возобновления производства по делу о банкротстве, чтобы требование к контролирующему лицу могло быть реализовано в полном объёме и в интересах всех кредиторов?

Исполнение судебных актов о привлечении к субсидиарной ответственности, когда это происходит не в пользу конкурсной массы. Новые законодательные механизмы достижения тех целей, которые обычно достигаются в банкротных процедурах, в отсутствие дела о банкротстве.

Попытка соблюсти пропорциональность требований кредиторов в ходе исполнительного производства (ст. 61.18 Закона). Обсуждение конструкции «часть требования», использованной в законе: идёт речь об отдельных требованиях или об установлении множественности правообладателей в отношении требования?

Заключение соглашения о порядке покрытия требований о субсидиарной ответственности (ст.61.21 Закона): есть ли у этой нормы шанс «заработать»?

Раскрытие информации о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности: размещение сведений в ЕФРСБ.

Не секрет, что большинство должников подходят к процедуре банкротства без ценного имущества (залоговое не в счет). При принудительной же ликвидации (ликвидация по решению налоговой недействующего юридического лица) общество вообще не функционирует на протяжении года. Иногда это вызвано тем, что бизнес действительно прогорел, чаще же — это результат действий контролирующих лиц, которое заранее позаботились о защите наиболее ценных активов.

Однако не все так просто и безоблачно для лиц, контролирующих должника, и у кредиторов есть шанс привлечь их к ответственности напрямую.

1. Привлечение к субсидиарной ответственности после принудительной ликвидации общества.

Не все об этом знают, но еще в 2017 г. в ст. 3 Закона об ООО был внесен пункт 3.1., в соответствии с которым в случае принудительной ликвидации (основания для которой: отсутствие отчетности и операций по счетам в течение одного года) и при условии, если неисполнение обязательств общества вызвано недобросовестными и неразумными действиями контролирующих его лиц – по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Таким образом, принудительная ликвидация не позволит контролирующему должнику лицу спать спокойно, а кредиторы получают реальный шанс перенести долг с безнадежного и уже несуществующего общества на конкретное физическое лицо.

2. Привлечение к субсидиарной ответственности после завершения банкротства.

Действующая редакция закона о банкротстве прямо предусматривает такую возможность (п. 3, 4 ст. 61.14 Закона о банкротстве).

При этом есть свои особенности подачи и рассмотрения в зависимости от того, какое основание положено в основу заявления: невозможность погашения требований кредиторов или неподача (несвоевременная подача) заявления должника о банкротстве.

Так, право на подачу заявления ввиду невозможности удовлетворения требований кредиторов возникает, если:

— Ваше требование в ходе банкротства было включено в реестр. Вот еще одна причина, почему в реестр должника включаться в любом случае надо (подробнее — здесь);

— в деле о банкротстве аналогичное заявление (по тем же основаниям и к тем же лицам) не рассматривалось (п. 3 ст.61.19 Закона о банкротстве);

— о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности стало известно после завершения конкурсного производства.

Заявление, в случае если в ходе банкротства не удовлетворены требования более одного лица, рассматривается по правилам главы 28.2 АПК РФ (рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц) со всеми вытекающими: потребуется устанавливать круг заинтересованных лиц, делать предложение о присоединении и т.д.

3. Привлечение к субсидиарной ответственности без банкротства.

Прямо скажем, это фикция, то есть, совсем без банкротства обойтись не получится.

Алгоритм действий следующий:

— кредитор взыскивает задолженность в судебном порядке (обязательное условие);

— кредитором подается заявление о банкротстве;

— на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом (до введения первой процедуры банкротства) производство по делу прекращается ввиду отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— после прекращения производства по делу о банкротстве у заявителя возникает право предъявить вне рамок дела о банкротстве требование о привлечении к субсидиарной ответственности непосредственно лиц, контролирующих должника.

При этом иные лица не наделяются полномочиями по обращению в суд вне рамок дела о банкротстве с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, а следовательно глава 28.2 АПК РФ не применяется.

Какие выводы можно сделать? Завершившееся банкротство и ликвидация юридического лица уже давно не панацея от привлечения к субсидиарной ответственности. А ответственность в бизнесе, особенно за сомнительные с позиции добросовестности действия, становится все более суровой и неотвратимой.

Предупрежден – значит вооружен. И это относится в полной мере как к должникам, так и к кредиторам.