Налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

– цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

– текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;


ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– отражены расходы на покупку основного средства;


ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

– нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Налогообложение субсидий
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного        кодекса      Российской         Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

Для индивидуальных предпринимателей общего режима налогообложения, исчисляющих и уплачивающих налог на доходы физических лиц, налогообложение регулируется главой 23 НК РФ. Согласно п. 1 ст.

210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

   В соответствии с п. 14.2 ст. 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

  Субсидии, получаемые индивидуальными предпринимателями, не являющимися главами крестьянских (фермерских) хозяйств, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 223 НК РФ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Законом № 209-ФЗ), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

  В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

По налогу на добавленную стоимость (в отношении плательщиков НДС) необходимо отметить, что пп. 6 п.З ст. 170 гл. 21 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

При применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов, в части упрощенной системы налогообложения (далее — УСНО) при расчете доходов, учитываемых при налогообложении, руководствуются теми же правилами, что и плательщики налога на прибыль (ст. 346.15 НК РФ), субсидии, полученные предприятием, применяющим УСНО, подлежат налогообложению.

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет обозначенного источника финансирования, но в течение не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов данного налогового периода (п. 1 ст. 346.17 Ж РФ).

В силу п. 3 ст. 346.16 НК РФ срок списания расходов на приобретение (сооружение) внеоборотных активов зависит от срока их полезного использования и колеблется от одного календарного года до 10 лет, в связи с чем в первые два налоговых периода с даты получения суммы субсидии включаются в доходы в размере расходов на приобретение внеоборотных активов, признанных в эти периоды.

   Вместе с тем, следует учитывать, что перечень расходов, принимаемых в уменьшение налогооблагаемых доходов ограничен (п.1 ст. 346.17 НК РФ) и расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической уплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Правила об особом порядке учета субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства можно применять всем налогоплательщикам УСНО, но для этого они обязаны вести учет данных средств. Порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения утвержден Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в рамках единого сельскохозяйственного налога, так же как и плательщики УСНО, сумму финансовой поддержки учитывают при определении налоговой базы в течение двух налоговых периодов пропорционально фактически произведенным расходам (включая расходы на приобретение амортизируемого имущества). Разница (если она образуется) тоже включается в состав доходов второго налогового периода (пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Осуществляя виды деятельности в рамках единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, оказанием услуг по регулируемым ценам в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, не облагаются иными налогами с доходов (налогом на прибыль, налогом при применении УСНО).

В то же время субсидии, выделяемые плательщикам ЕНВД из бюджетов разного уровня на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов по причине оказания услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с положениями гл. 25 или 26.

2 НК РФ (При этом, учитывая, что налогоплательщики, осуществляющие единственный вид предпринимательской деятельности, облагаемый единым налогом на вмененный доход, в рамках общего режима налогообложения или в рамках упрощенной системы налогообложения расходов не осуществляют, уменьшать полученные из бюджета суммы выплат в виде субсидий на сумму расходов, осуществленных за счет данных субсидий, они не вправе.

  Кроме того, гл.25 и 26.2 НК РФ установлен особый порядок учета при налогообложении отдельных видов субсидий из бюджета.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 273 и пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения названных выплат суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму произведенных за счет этих выплат расходов оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Налогообложение субсидий
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного        кодекса      Российской         Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

Для индивидуальных предпринимателей общего режима налогообложения, исчисляющих и уплачивающих налог на доходы физических лиц, налогообложение регулируется главой 23 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

   В соответствии с п. 14.2 ст.

Суть письма

Минфин предупреждает, что налоговые последствия зависят от вида предоставленной субсидии. Если она выделена из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), начислять НДС не нужно, поскольку полученные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Однако в этом случае необходимо восстановить суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, оплаченным за счет средств такой субсидии. Обязанность восстановления налога закреплена в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Проиллюстрировать эту ситуацию можно следующим образом.

Налогоплательщик

Приобрел товары (работы, услуги), принял их к учету, получил счет-фактуру

Применил вычет НДС со стоимости покупок

Получил субсидию на возмещение части стоимости приобретенных товаров
(работ, услуг)

Восстановил часть «входного» НДС со стоимости покупок

Рис. 1. Порядок действий налогоплательщика при получении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, понесенных в связи в приобретением товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в облагаемой НДС деятельности.

Вторая ситуация, которую рассмотрел Минфин: субсидии предоставлены в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В этом случае полученные суммы в общеустановленном порядке включаются в базу по НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 162 НК РФ. В данной норме указано, что база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, также в общем порядке принимаются к вычету в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Вновь представим ситуацию в виде схемы.

Налогоплательщик

 ↓

Реализовал товары (выполнил работы, оказал услуги)

 ↓

Начислил НДС с реализации

 ↓

Получил субсидию в качестве оплаты реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг)

 ↓

Начислил НДС с суммы субсидии

Рис. 2. Порядок действий налогоплательщика при получении субсидии в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Бюджетные субсидии: последствия по НДС

Внимательный читатель, безусловно, заметил, что в первом случае Минфин говорит о субсидиях из федерального бюджета, во втором – просто о субсидиях. Дело в том, что субсидии могут предоставляться хозяйствующим субъектам из федерального, регионального и местного бюджетов. Если субсидия предоставлена в целях возмещения затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), начислять НДС не нужно независимо от уровня бюджета, из которого налогоплательщику выделены деньги.

Таким образом, несмотря на то, что в комментируемом письме речь идет только о субсидиях из федерального бюджета (первая ситуация), вывод об отсутствии обязанности начисления НДС актуален и в случае получения субсидии из бюджета субъекта РФ или муниципального образования (см. дополнительно Письмо Минфина России от 22.05.2015 № 03-07-11/29662).

А вот обязанность восстановления НДС возникает исключительно в случае получения денег из федерального бюджета. При выделении субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), из регионального и местного бюджетов восстанавливать НДС не нужно.

 ↓

 ↓

Получена из федерального бюджета

Получена из регионального или местного бюджета

 ↓

 ↓

НДС не начисляется, но восстанавливается

НДС не начисляется и не восстанавливается

Между тем некоторые налоговые органы настаивают на необходимости восстановления НДС даже тогда, когда субсидии на возмещение затрат выделены не из федерального, а, например, из областного бюджета. По мнению инспекторов, не имеет значения то, что субсидия получена по областной программе. Важно, что источником финансирования данной программы является федеральный бюджет.

В подобных случаях нет оснований соглашаться с инспекторами. У налогоплательщиков есть шансы доказать в судебном порядке необоснованность требований контролеров. Один из недавних примеров в пользу налогоплательщиков представлен в Определении ВС РФ от 21.01.2016 № 310-КГ15-13228 по делу № А09-7805/2014. Верховный суд указал:

  • полученная из бюджета субъекта РФ субсидия не может рассматриваться в качестве предоставленной из федерального бюджета;
  • операция не подпадает под действие пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ;
  • налогоплательщик не должен восстанавливать НДС.

Еще один пример, когда суд отменил решение налогового органа, – Определение ВС РФ от 19.11.2015 № 310-КГ15-8772 по делу № А09-8245/2014. Аналогичное мнение выражено в постановлениях АС ВСО от 10.12.2015 № Ф02-6371/2015, Ф02-7252/2015 по делу № А74-8069/2014 и АС ЦО от 28.12.2015 № Ф10-4458/2015 по делу № А64-6839/2014.

Аналогичные разъяснения финансисты давали и раньше (см. письма от 28.09.2015 № 03-07-11/55158, от 27.05.2015 № 03-07-11/30435, от 19.05.2015 № 03-07-11/28772, от 28.04.2015 № 03-07-11/24343).

В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.

налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Если приобретенный актив не амортизируется , то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.

Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.

— момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;

— метода, которым отражено поступление государственной помощи.

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии

Налогообложение полученных субсидий

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей

В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.

Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.

Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)

Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).

При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.

Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД

налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)

— Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@

— Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

Даже по федеральным субсидиям НДС восстанавливается не всегда

Этот вывод основан на формулировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: НДС восстанавливается в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Некоторые налоговые органы настаивают на восстановлении НДС в любом случае, считая слова «с учетом налога» несущественными. Однако арбитры в этом вопросе полностью согласны с Минфином. Поэтому и в подобных случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои интересы и не спешить признавать доначисленные инспекторами суммы (постановления АС СЗО от 29.09.2015 № Ф07-7133/2015 по делу № А13-15788/2014, ФАС ПО от 01.07.2014 по делу № А65-22566/2013).

Даже по федеральным субсидиям НДС восстанавливается не всегда

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановление сумм НДС производится в том квартале, в котором получены денежные средства федеральной субсидии. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).

Подчеркнем, Минфин в комментируемом письме не касался вопросов практического применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ, в котором указано:

  • при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
  • суммы указанных субсидий при определении базы по НДС не учитываются.

налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Поэтому сказанное нами выше тоже не относится к ситуациям, когда субсидии предоставляются в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Порядок предоставления субсидий возмещение затрат

В каких случаях возвращать?

Закон N 301-ФЗ, вступивший в силу с 4 ноября 2015 г., внес изменения в ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Поправки устанавливают, что оставить не использованные в текущем финансовом году средства субсидии на выполнение задания и впоследствии направить их на уставную деятельность учреждение может только в случае, когда оно достигло показателей объема государственных (муниципальных) услуг, зафиксированных в задании.

При этом федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат автономными учреждениями в бюджет остатка указанной субсидии в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания. Аналогичные положения, относящиеся к бюджетным учреждениям, внесены в Федеральный закон от 08.05.

На федеральном уровне необходимость возврата средств уже закреплена. В ч. 2 ст. 5 Закона N 301-ФЗ говорится: образовавшиеся в связи с недостижением установленных объемных показателей остатки субсидий на выполнение госзадания, предоставленных в 2015 г. федеральным БУ и АУ, подлежат возврату в бюджет.

Аналогичным образом придется поступить в отношении остатков субсидий на иные цели, если не подтверждена потребность в направлении названных средств на те же цели в 2016 г. (напомним, что в отношении целевых субсидий данное правило действовало и раньше ). Остатки, перечисленные в федеральный бюджет, будут использованы для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики и бюджетов субъектов РФ, социальной поддержке граждан, для оказания гуманитарной помощи населению иностранных государств и национальной обороны.

——————————— См. ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».

Регионам и муниципальным образованиям предстоит принять по этому поводу собственные решения. Можно предположить, что часть территорий последует федеральному примеру. Ведь раньше некоторые учредители уже предусматривали в своих нормативных актах, определяющих порядок формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, условия возврата средств субсидий .

Теперь же подобные требования должны быть прописаны не в постановлении или приказе органа-учредителя, а в региональном законе или аналогичном акте муниципального уровня.——————————— См., например, Постановления администрации муниципального образования Алапаевское от 21.02.2014 N 136, главы Гаринского городского округа от 27.04.2015 N 168.

Когда возвращать?

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000. Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Использование государственной помощи Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления.

Внимание

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов).

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений): Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку: Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Что касается субсидий, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, то они облагаются по ставке 20 процентов. Об этом сказали чиновники в письме Минфина России от 1 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/46682.

ВажноБухгалтерский учет субсидий Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и ведется на счете 86 «Целевое финансирование». Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по мере возникновения права на субсидию;
  • при ее фактическом получении.

Если выбрать первый вариант, то нужно будет сделать следующие проводки:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86– признаны средства господдержки; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76– поступило финансирование.

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86– получена господдержка. По мере расходования субсидии ее сумма списывается со счета 86.

Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов? Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы. Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету).

Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов. Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000. Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства.

налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Дебет 86 Кредит 98-2– 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);Дебет 98-2 Кредит 90-1– 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

  • 1 Что такое субсидия
  • 2 Субсидии в учете
  • 2.1 Государственная помощь при финансировании капитальных расходов
  • 2.2 Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах
  • 2.3 Возврат субсидии

Что такое субсидия Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

  • По мере фактического получения ресурсов
  • 1.Налог на прибыль
  • 2.УСН и ЕСХН
  • 3.ЕНВД
  • Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов). Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

В этом случае проводки будут следующими:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
  • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  • «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию.

Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике. Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны. Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от: —

момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии; — метода, которым отражено поступление государственной помощи. Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76).

государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);

Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.

Является ли доходом и облагается ли налогом?

налогообложение субсидий на возмещение затрат при уснСубсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.

Налогообложение  при ОСНО

налогообложение субсидий на возмещение затрат при уснПри покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.

Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.

При УСН Доходы – расходы

Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование.  Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.

Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.

Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.

При ЕНВД

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.

Учет в Налог на доходы физических лиц

налогообложение субсидий на возмещение затрат при уснЕсли организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.

налогообложение субсидий на возмещение затрат при уснКассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.

налогообложение субсидий на возмещение затрат при уснПри этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

В НДС

Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста. Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат. Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.

Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.

Заключение

Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.

В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.

В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.

Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.

УСН: как учесть субсидию

Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.

Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.

При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

Организации на общем режиме налогообложения в целях исчисления налога на прибыль могут применять как метод начисления, так и кассовый методп. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272, п. 1 ст. 273 НК РФ.

Если организация применяет метод начисления, то доход в виде субсидии надо отражать на дату признания расходов независимо от того, когда они оплаченып. 4.1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ.

Если же организация применяет кассовый метод, то доход надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2, 2.3, 3 ст. 273 НК РФ.

Предприниматель на общем режиме налогообложения в целях исчисления НДФЛ применяет кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому он, так же как и организации, применяющие кассовый метод, должен отражать доход в виде субсидии в сумме оплаченных расходов на дату их оплатып. 1 ст. 221, п. 4 ст. 223 НК РФ.

Как мы уже сказали, рассмотренный порядок учета субсидии в доходах не распространяется на случаи, когда субсидия потрачена на покупку амортизируемого имуществап. 1 ст. 256, пп. 1, 3 ст. 257 НК РФ.

налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Если организация или предприниматель приобретает за счет субсидии основное средство, то потраченную на это сумму субсидии надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ); пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ.

При этом организация, применяющая кассовый метод учета, может начислять амортизацию только в том случае, если основное средство полностью оплаченоподп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Предприниматель также может амортизировать только полностью оплаченное основное средство. К тому же он, в отличие от организаций, вправе применять только линейный метод начисления амортизациип. 1 ст. 221 НК РФ; подп. 4 п. 15, п. 24, п. 30, п. 40 Порядка… утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Если приобретается дорогостоящее основное средство, на которое израсходованы не только субсидия, но и собственные средства организации или предпринимателя, то порядок учета в доходах и расходах суммы субсидии усложнится. Здесь возможны два варианта учета.

ВАРИАНТ 1.Определить долю субсидии в стоимости приобретенного основного средства и в такой же доле от суммы амортизации ежемесячно признавать доход в виде субсидии.

ВАРИАНТ 2.Ежемесячно признавать доход в виде субсидии в полной сумме амортизации за месяц до тех пор, пока сумма амортизации не сравняется с суммой субсидии, потраченной на приобретение основного средства. Для налоговиков этот вариант будет более предпочтительным. Ведь часть стоимости основного средства, на которую организация или предприниматель потратили свои деньги, будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль или НДФЛ в более поздних периодах.

Если организация или предприниматель потом решат продать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату продажи нужно включить в доходы и выручку от реализации основного средства, и сумму субсидии, равную остаточной стоимости. А в расходы можно включить остаточную стоимость основного средстваподп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. В итоге налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства.

Если организация или предприниматель будет по каким-либо причинам ликвидировать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату ликвидации во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость этого основного средстваподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходахст. 250 НК РФ. В результате налог платить не придется.

Пока нет официальных разъяснений ни от Минфина, ни от ФНС о том, можно ли принять к вычету НДС по основным средствам, товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии. Хотя летом этого года финансовое ведомство и обещало высказать свое мнение по этому вопросуПисьмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/340.

Из авторитетных источников

ВИХЛЯЕВА Елена Николаевна

Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Денежные средства в виде субсидий, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства из соответствующего бюджета РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых ими товаров (работ, услуг)п. 1 ст. 146, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
В случае если предоставляемые соответствующим бюджетом РФ субсидии получены субъектами малого и среднего предпринимательства в качестве оплаты реализуемых ими товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации указанных товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядкест. 172 НК РФ”.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, получают субсидии именно на возмещение затратсм., например, пп. 1.1, 1.2, 2 Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве, утв.

Упрощенцы определяют доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ. К таковым, в частности, относятся целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли упрощенцам включать в налогооблагаемый доход субсидии, полученные из бюджета, носящие целевой характер?

Минфин России считает, что нужно. В своих многочисленных разъяснениях специалисты финансового ведомства отмечают следующее. В пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дан закрытый перечень того, что считается средствами целевого финансирования. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям. А к целевым поступлениям согласно п. 2 ст.

251 НК РФ относятся средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

Получатель субсидии применяет УСНО на патенте

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку или уплачивающие ЕСХН, доходы и расходы определяют кассовым методом. Это значит, что доход в виде субсидии отражается на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовп. 5 ст. 346.5, пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.

Например, в феврале 2011 г. получена субсидия в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2011 г. упрощенец оплатил за счет этой субсидии расходы только в сумме 60 000 руб. В этом случае в Книге учета доходов и расходовутв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н надо отразить одновременно:

  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 60 000 руб.);
  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 60 000 руб.).

В результате за полугодие налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Если упрощенец или плательщик ЕСХН приобретает за счет субсидии основное средство, то его стоимость учитывается в расходах до конца года равными долямиподп. 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5, подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 346.16 НК РФ. То есть порядок учета такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных средств.

В этом случае нужно восстановить стоимость основного средства, ранее учтенную в расходах, и вместо нее включить в расходы амортизацию, рассчитанную по правилам гл. 25 НК РФ. В результате придется пересчитать налоговую базу по налогу при УСНО или ЕСХН за весь период с момента учета стоимости основного средства в составе расходов до даты его продажи, представить уточненные декларации за все отчетные (налоговые) периоды, в которых база пересчитывалась, уплатить пени за периоды просрочки.

Поясним на примере. В марте 2013 г. упрощенец продал основное средство, приобретенное за счет субсидии в январе 2011 г. В этом случае нужно сделать следующее.

ШАГ 1. Учтенные в 2011 г. расходы на приобретение основного средства восстановить в полном объеме. А из доходов исключить субсидию, равную стоимости приобретения основного средства.

ШАГ 2. Включить в расходы за 2011 и 2012 гг. сумму амортизации за январь — декабрь, исчисленную по правилам гл. 25 НК РФ. А в доходах отразить субсидию в сумме, равной начисленной амортизации.

ШАГ 3. Представить уточненные декларации по УСНО за 2011 г. и за 2012 г. с правильными суммами доходов и расходов. Если в результате увеличится сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за эти годы, то нужно будет доплатить и налог, и пени.

ШАГ 4. В марте 2013 г. на дату продажи основного средства нужно отразить в расходах сумму амортизации за январь — март 2013 г. А в доходы нужно включить:

  • выручку от продажи основного средства;
  • доход в виде субсидии, равный сумме начисленной за 2013 г. амортизации;
  • доход в виде субсидии, равный остаточной стоимости основного средства (то есть несамортизированной части основного средства).

Учесть же остаточную стоимость основного средства в расходах налоговики вряд ли разрешатПисьма Минфина России от 07.07.2011 № 03-11-06/2/105, от 28.01.2009 № 03-11-06/2/9, от 18.04.2007 № 03-11-04/2/106; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56403@.

В результате налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, то по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать в период применения УСНО или уплаты ЕСХН.

Если упрощенец ведет торговую деятельность и за счет субсидии закупает товары, а потом их продает, то учет будет такой. В момент получения от покупателя денег за проданные товары нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаровПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Поясним на примере. Предположим, упрощенец в феврале 2011 г. получил субсидию в сумме 300 000 руб. В марте он закупил на эту сумму товары. Они реализованы покупателям 4 апреля на сумму 350 000 руб.

В этом случае на дату продажи (04.04.2011) упрощенец должен в разделе I Книги учета доходов и расходов отразить:

  • в графе 5 — расход в сумме 300 000 руб., то есть покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии;
  • в графе 4 — доходы:

— в сумме 300 000 руб., то есть субсидию, израсходованную на приобретение товаров;

— в сумме 350 000 руб., то есть выручку от продажи товаров.

В результате получится, что с суммы субсидии платить налог при УСНО не нужно. А под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без учета расходов на приобретение товаров. И это правильно, ведь они закуплены за счет субсидии.

При этом не нужно забывать, что и у упрощенцев, и у плательщиков ЕСХН закрытый перечень расходов, принимаемых при исчислении налогап. 2 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.16 НК РФ. И если получатель субсидии приобретет какие-либо товары (работы, услуги), стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме, то в этом случае расхода для целей налогообложения не будет, а вот в доходы придется включить субсидию в сумме неучтенного расхода. Скорее всего, налоговики потребуют отразить доход на дату оплаты неучитываемых расходов.

Упрощенцам при получении субсидии надо учесть еще такой момент. ФНС России разъяснила, что субсидии на развитие бизнеса учитываются в доходах для целей исчисления минимального налогап. 6 ст. 346.18 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. Ведь у упрощенца в доходы включается не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидиястатьи 250, 346.15 НК РФ. Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только:

  • за первый налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам в первом году;
  • за второй налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам во втором году, а также неизрасходованная сумма субсидии.

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку с объектом «доходы», учитывают доходы в виде субсидии в льготном порядке только при условии ведения учета израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в поправкахп. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ).

ФНС России разъяснила, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны отражать субсидии на дату оплаты расходов в Книге учета доходов и расходов одновременно:

  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы»;
  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Причем так надо делать и в том случае, если полученная субсидия полностью истрачена за 1 годПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Тем самым упрощенец показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, у него есть полное право не платить налог с полученной субсидии. Кстати, это, в общем-то, не противоречит порядку заполнения Книги учета доходов и расходов. Упрощенец с объектом «доходы» всегда при желании мог отражать в графе 5 Книги расходы, связанные с получением доходовп. 2.5 Порядка заполнения Книги… утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Хотя в Книге и показывается сумма субсидии в доходах и расходах, в декларацию по УСНОутв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н эти суммы не попадут. Когда по окончании года упрощенец будет заполнять декларацию по УСНО, в строку 210 раздела 2 он перенесет сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги).

По крайней мере такие разъяснения давала ФНС России в отношении субсидий на открытие собственного дела, полученных от центра занятостип. 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@. Но и при получении субсидии на развитие бизнеса логично поступать так же. Ведь льготные порядки учета этих двух субсидий сходнып. 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, подп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Применять упрощенку на основе патента могут только предпринимателипп. 1, 2, 3 ст. 346.25.1 НК РФ. И если по другим режимам есть хоть какие-то разъяснения о порядке учета субсидии, то по «патентным» упрощенцам их нет. Поэтому вопрос о том, как предприниматели должны учитывать полученную субсидию, пока не решен.

По логике, если всю субсидию предприниматель израсходовал на «патентную» деятельность, то никаких дополнительных налогов, кроме стоимости патента, он платить не должен.

В то же время если посмотреть разъяснения Минфина и ФНС о порядке учета «патентным» упрощенцем субсидии на открытие своего дела от центра занятости, то увидим, что у ведомств разные позиции по этому вопросу.

ФНС считает, что выданная предпринимателю центром занятости субсидия на открытие своего дела не является доходом, полученным от ведения видов деятельности, в отношении которых возможно применение УСНО на основе патента. Следовательно, налогообложение этой суммы регулируется гл. 23 НК РФп. 2 Письма ФНС России от 19.08.

То есть получается, что предприниматели, израсходовавшие субсидию на развитие бизнеса только на «патентную» деятельность, находятся в такой же ситуации, как и вмененщики, полностью истратившие субсидию на «вмененную» деятельность. Это нам подтвердил и специалист ФНС России.

Из авторитетных источников

“Действительно, у предпринимателя в данном случае не возникает налоговых обязательств. В то же время полученную и полностью израсходованную субсидию он должен отразить в Книге учета доходов и расходов, применяемой на общем режиме налогообложенияутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, и по итогам года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ”.

МЕЛЬНИЧЕНКО Анатолий Николаевич
Государственный советник РФ 1 класса

Исключение первое: субсидии малым и средним предприятиям

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.

Данный порядок учета не зависит от выбранного компанией объекта налогообложения по УСН («доходы» или «доходы минус расходы»). Для того чтобы им воспользоваться, компания, применяющая УСН с объектом «доходы», должна вести учет сумм полученных средств и произведенных за их счет расходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

В Письме от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@ ФНС России разъяснила, что такой учет нужно осуществлять в книге учета доходов и расходов в порядке, предусмотренном для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы». В графе 4 разд. I книги отражаются суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 разд. I книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Расходы на УСН признаются в момент их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

А затраты на приобретение товаров включаются в расходы по мере их реализации (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, если субсидия была израсходована на приобретение основных средств, она учитывается в доходах с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (Письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-11-11/121). А если субсидия израсходована на покупку товара, она включается в доходы в момент их реализации.

Подробный пример того, как отражать в книге приобретение товаров за счет субсидии, приведен в Письме ФНС России от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@ (размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»). Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 г.

получил субсидию в размере 300 000 руб., закупил на эту сумму товар, например три шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 г. за 350 000 руб. В графе 4 разд. I книги он на 05.03.2011 отражает доход 300 000 руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 000 руб.

в графе 5 разд. I книги. Таким образом, он отразит в книге, что вся сумма полученной субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 разд. I книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 000 руб., при этом в графе 5 разд. I книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Субсидии могут предоставляться на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти. В п. 1 ст. 346.

17 НК РФ сказано, что такие субсидии учитываются упрощенцами в составе доходов в течение трех налоговых периодов. Одновременно сумма субсидии отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных за счет нее затрат, предусмотренных условиями ее получения. То есть порядок учета субсидии практически такой же, как и при получении субсидий малыми и средними предприятиями, описанный в предыдущем разделе. Разница лишь в сроке действия порядка.

Если условия получения субсидии были нарушены (например, она выдана на создание рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, а фактически потрачена на покупку товаров), субсидия в полном объеме отражается в доходах того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Например, индивидуальный предприниматель — бывший безработный получил субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сумме 100 000 руб. в 2012 г.

В Письме от 13.07.2012 N ЕД-4-3/11619@ ФНС России разъяснила, что из формулировки п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что воспользоваться данным порядком вправе не все работодатели, а только граждане, зарегистрированные в установленном порядке безработными, открывшими собственное дело и создавшими дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан.

На работодателей, не имевших статуса безработных, вышеуказанный порядок учета субсидий не распространяется. При этом налоговики напомнили, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Таким образом воспользоваться данным порядком могут лишь индивидуальные предприниматели, причем не все, а только бывшие безработные. На организации он не распространяется. Поэтому если организация, трудоустроившая безработных граждан в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда, получает от центра занятости субсидию на возмещение затрат на выплату им заработной платы, она должна учитывать поступившие суммы в составе доходов в общем порядке (Письмо ФНС России от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16115@).

Применять порядок могут не только предприниматели, находящиеся на доходно-расходной «упрощенке», но и выбравшие в качестве объекта налогообложения по УСН «доходы» при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Такой учет нужно вести по правилам доходно-расходной «упрощенки» в книге учета доходов и расходов (Письмо Минфина России от 25.02.2011 N 03-11-11/44).

О.Мокроусов

При ЕНВД

К сожалению, законодательно так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии на развитие бизнеса, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность.

Но ФНС и Минфин России уже сформировали свою позицию по этому вопросу. Они сказали, что в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценамПисьма ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@, от 19.08.2010 № ШС-37-3/9372@; Письмо Минфина России от 27.07.2010 № 03-11-09/65.

Если же организация или предприниматель ведет только «вмененную» деятельность и получает субсидию на развитие бизнеса, то ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьмо ФНС России от 21.06.

2011 № ЕД-4-3/9835@. При этом доход в виде субсидии облагается этими налогами в особом порядке: в течение 2 лет по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах. И в итоге налог все равно платить не нужно. Обязанность заплатить его возникнет только в том случае, если субсидия за 2 календарных года не будет полностью израсходована.

И в этой декларации надо отразить потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате получается, что ЕНВД платится в обычном порядке, а другой налог (налог на прибыль, налог при УСНО или НДФЛ) не платится, так как налоговая база равна нулю.

Кстати, напомним, что организации, которые ведут «вмененную» деятельность, должны доходы и расходы по этой деятельности отражать в бухгалтерском учетест. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Письма Минфина России от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239, от 13.02.2009 № 03-11-09/51;

А вот предприниматели, которые ведут только «вмененную» деятельность, не обязаны вести учет доходов, расходов и хозяйственных операций по предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Так что записывать свои расходы, оплаченные за счет субсидии, они могут в любой удобной форме, например с использованием Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателяутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.