Льготы на бензин для инвалидов

В Госдуму внесен законопроект о дополнительных механизмах предоставления компенсации расходов за приобретенное топливо людям с инвалидностью и семьям с детьми-инвалидами, сообщает РИА «Новости». С этой инициативой выступила Сахалинская областная дума.

Эта законодательная инициатива сахалинских депутатов связана с многочисленными жалобами жителей отдаленных сел и поселков на трудности с получением компенсации за приобретенное топливо и транспортные услуги по его доставке.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, люди с инвалидностью и семьи с детьми-инвалидами имеют право на получение 50% компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, а также расходов на топливо для отопления жилья, если в доме нет центрального отопления. Компенсация за приобретаемое топливо выплачивается в пределах норм, установленных для продажи населению. Компенсируются также транспортные услуги по доставке этого топлива. Важным нюансом в этой схеме возмещения расходов за приобретаемое топливо и его доставку является компенсационный характер, т.е. получатель такой компенсации должен предоставить документы, подтверждающие понесенные им расходы.

Но, как это часто бывает, написанное в законах в реальной жизни осуществляется с трудом. Люди, проживающие в отдаленных малонаселенных селах и поселках, сталкиваются с многочисленными трудностями в получении документов, подтверждающих факт приобретения топлива и оплаты услуг по его доставке. А без таких документов получить компенсацию невозможно.

Для того чтобы предоставить всем людям с инвалидностью независимо от места проживания право на получение компенсации за приобретенное топливо, сахалинские депутаты предложили предусмотреть дополнительный вариант предоставления такой компенсации. Если человек с инвалидностью или семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид, не имеют возможности получить нужные документы, то такой вариант поможет им реализовать свое право на компенсацию расходов за приобретенное топливо и транспортные услуги по его доставке. В таком случае сумма оплаты, необходимая для компенсации, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления топлива и тарифов по его доставке в порядке, установленном законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10-07-95 701 (ред от 05-09-2002) О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ИНВАЛИДОВ ИЗ… Актуально в 2018 году

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2001 N 340)

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» определяет условия назначения, выплаты и источники финансирования денежных компенсаций расходов:

на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним (далее именуется — денежная компенсация на эксплуатационные расходы);

на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства по желанию инвалидов, имеющих медицинские показания на его бесплатное получение (далее именуется — денежная компенсация на транспортное обслуживание).

2. Денежные компенсации выплачиваются:

на эксплуатационные расходы:

инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территориях других государств (далее именуются — инвалиды войны), получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях;

инвалидам войны I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость;

участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях, а также инвалидам I и II групп из этого же числа, приобретшим транспортные средства за полную стоимость;

военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим транспортные средства на льготных условиях, а также инвалидам I и II групп из этого же числа, приобретшим транспортные средства за полную стоимость;

на транспортное обслуживание:

инвалидам войны, имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства;

участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий, имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства;

военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеющим медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства.

3. Выплата денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам, пенсии которым выплачиваются органами социальной защиты населения, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Выплата денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание инвалидам, пенсии которым выплачиваются Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета указанным министерствам и ведомствам.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2001 N 340)

4. Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Определение размера денежной компенсации на эксплуатационные расходы производится с учетом:

стоимости ремонта, запасных частей и технического обслуживания транспортного средства;

стоимости бензина или другого вида топлива, используемого для конкретного транспортного средства;

интенсивности эксплуатации транспортного средства, реального в условиях различных населенных пунктов;

состояния дорожно-транспортной сети и иных показателей.

Определение размера денежной компенсации на транспортное обслуживание производится с учетом:

стоимости мотоколяски или автомобиля, определенного базовым для выдачи инвалидам бесплатно;

наличия общественного пассажирского транспорта и иных показателей.

5. Заявление о назначении денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание подается инвалидами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

К заявлению о назначении денежной компенсации на эксплуатационные расходы прилагаются:

копия удостоверения инвалида о праве на льготы;

копия технического паспорта автотранспортного средства с отметкой о прохождении технического осмотра.

К заявлению о назначении денежной компенсации на транспортное обслуживание прилагаются:

копия удостоверения инвалида о праве на льготы;

копия справки врачебно-трудовой экспертной комиссии по определению инвалиду медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением.

6. Датой обращения за денежными компенсациями на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание считается дата подачи заявления со всеми необходимыми документами, при направлении их по почте — дата отправления.

7. Решение о назначении денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание принимается органами, назначающими инвалидам пенсию, в 10-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

В случае отказа в назначении названных денежных компенсаций органы, принявшие такое решение, не позднее 5 дней после его вынесения сообщают заявителю об отказе в их назначении с указанием причин отказа, порядка обжалования и возвращают документы.

8. Денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание выплачиваются инвалидам с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

9. Денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание выплачиваются ежегодно равными частями ежеквартально и пересылаются инвалидам почтовым переводом либо перечисляются в сберегательный банк системы Сберегательного банка Российской Федерации.

10. Назначенные денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание, не полученные инвалидами своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание, не полученные инвалидом по вине органа, назначающего их, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

11. Назначенные денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание не выплачиваются в случае смерти лица, имевшего право на их получение.

12. Суммы компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание, излишне выплаченные инвалиду вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неправильными сведениями и т.д.), могут быть удержаны по решению органов, назначивших денежные компенсации на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

13. Споры по вопросам назначения и выплаты денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание разрешаются вышестоящими органами или судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

14. Порядок учета и хранения документов по вопросам назначения и выплаты денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание определяется Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2001 N 340)


В нем указаны следующие аспекты:

  • если человек с особыми потребностями проживает один, то сумма льгот рассчитывается из учета потребляемых услуг и площади жилья;
  • при совместном проживании со здоровыми родственниками, затраты на коммунальные услуги рассчитываются на каждого человека, а потом разделяются и льгота предоставляется только инвалиду;
  • если в одном жилье официально проживает несколько инвалидов, то субсидия рассчитывается на каждого из них с учетом потребляемых коммунальных услуг.

Следует помнить, что размер субсидии напрямую зависит и от местных властей. Если в региональном бюджете достаточно средств, то они могут предоставить больше субсидии на оплату ЖКХ для инвалидов. При расчете субсидии учитываются также показатели счетчиков, установленных в квартире инвалида.

Как расчитывают льготу на топливо для инвалидов

Соцзащита рассмотрит документы в срок до 10 дней (Читайте также статью ⇒ Порядок предоставления льгот по транспортному налогу для ветеранов военной службы в 2018) На какой срок предоставляется льгота Скидка по коммунальным услугам будет предоставлена уже с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения. С этого момента оплата услуг ЖКХ производиться будет по льготной ставке. После оформления льготы на оплату коммунальных услуг, действовать она будет в течение 6 месяцев, после чего оформлять ее нужно заново.
Когда выплата коммунальной компенсации будет прекращена При наступлении определенных обстоятельств возмещение коммунальных платежей будет прекращено. К таким обстоятельствам относят следующие:

  1. По истечении срока 6 месяцев, на который данная льгота была оформлена.

Инвалидам компенсируют траты на топливо

Важно

Следует помнить, что справка о прохождении МСЭ для установления гражданину определенной группы инвалидности выдается как бессрочно (пожизненно), так и на определенный срок.

  • По возникшей задолженности.

Компенсация коммунальных услуг по долгам инвалида производиться не будет. Она возможна только текущих платежей;

  • Если льгота предусмотрена по другим основаниям и гражданин своим правом уже воспользовался, то в выплате компенсации ему будет отказано;
  • Смерть.

Как начисляется льгота на покупку топлива инвалидам 1 группы? Внимание Обычно, оформление преференции занимает не так уж много времени, при условии, что все сделано верно. Стоит отметить, что в 2018 году государством предусмотрено увеличение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг для людей с ограниченными возможностями.

  • 50% оплаты коммунальных услуг (вода, газ, тепло и электричество, вывоз отходов, отведение воды);
  • 50% оплаты телефонной и радиосвязи;
  • 50% стоимости купленных дров, брикетного топлива, угля, приобретаемого гражданами, проживающими в домах без ЦСО;
  • Внеочередное получение участков земли, предназначенных для застройки жилого дома, дачи, либо разведения сада и огорода;
  • Для нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановка на учет на льготных условиях;
  • Для тех, кто занимается строительством жилья – право на дополнительную площадь;
  • Возможность получения в аренду (по найму) специального полностью обустроенного жилья.

Важно! Компенсация коммунальных услуг предполагает денежную выплату на оплату услуги инвалиду, а не коммунальным службам.

Льготы на отопление

Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Если инвалид временно не проживает в квартире (по причине отъезда по работе, ради проведения времени на даче в течение всего лета и т.д.), об этом следует оповестить коммунальные службы, представив документ, доказывающий отсутствие инвалида на занимаемой площади. Это может быть, к примеру, командировочное удостоверение. На весь период проживания инвалида в другом месте с него снимается обязанность по оплате ЖКУ.
    Исключение составляют только услуги телефонной связи и отопление — их все равно придется оплачивать.
  2. Возмещение расходов на оплату ЖКУ предоставляется на всю жилую площадь, на которой проживает инвалид, включая «излишнюю» с точки зрения социальных норм.

Как начисляется льгота на покупку топлива инвалидам 1 группы?

Льготы на отопление Для получения такой справки направление на МСЭ дает лечащий врач. Такая справка позволяет получать не только льготы но и пенсию, положенную данной категории граждан;

  • Помимо заявления и справки, нужно будет предъявить следующие документы:
  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий проживание в квартире;
  • Платежки, подтверждающие оплату услуги;
  • Справка о составе семьи.
  1. На основании платежей, производимых инвалидом раньше, а также исходя из показаний счетчика будет рассчитываться скидка.

Кроме того, помимо ЖКХ, обратиться также потребуется в региональный орган соцзащиты населения.В соцзащиту обратиться инвалид может как лично, так и по доверенности, если обращение лично для него является проблематичным.

Перечень льгот инвалидам на 2018 год

В законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд преференций, которые помогают инвалидам чувствовать себя финансово обеспеченными и защищенными. Для граждан с особыми потребностями предоставляется льгота на оплату коммунальных услуг. Как правило, они получают 50% скидку от общей суммы начисления.

Однако окончательный размер выплат высчитывается с учетом группы инвалидности и прожиточного минимума региона. Более подробно о субсидии на ЖКХ будет говориться в статье. Кто может получить На получение льгот на оплату услуг ЖКХ могут претендовать сами инвалиды или их родственники. Как правило, власти страны и региона предоставляют субсидию до 50% от общей суммы на оплату коммуналки. Однако размер компенсации может отличаться, все зависит от группы инвалидности и местного законопроекта.

Льгота на электроэнергию для инвалидов: кому положена и как получить

Как правило, в домах, где они установлены, размер финансовой помощи будет ниже, чем там, где они отсутствуют. Это происходит из-за того, что человек использует не так уж много воды, газа и электроэнергии. Без счетчиков берутся средние показатели расхода по населению.
Где оформить Процедура оформления субсидии на оплату коммунальных услуг достаточно простая. Весь этот процесс занимает около месяца, с момента написания заявления на предоставление льгот. Больше сложностей у человека возникает, при оформлении группы.

Для этого необходимо пройти специальную медицинскую комиссию, где нужно доказать свое состояние. Оформление льгот может заняться самостоятельно инвалид или же доверенное лицо. Изначально необходимо обратиться в организацию, которая занимается предоставление платежей. Часто граждане могут решить этот вопрос в социальном отделе по защите граждан или в МФЦ.

Получи компенсацию и пособие

На какие коммунальные услуги предоставляется компенсация ЖКХ инвалидам Инвалидам компенсируется ровно половина фактически понесенных расходов на оплату услуг коммунальных служб. Скидка предоставляется на все перечисленные ниже статьи затрат:

  • совершение взносов за капитальный ремонт здания;
  • плата за уборку территории вокруг дома;
  • плата за вывоз бытовых отходов;
  • оплата счетов за канализацию;
  • плата за электроэнергию (инвалидам I, II, III группы);
  • квартплата;
  • оплата счетов за отопление, горячую и холодную воду;
  • оплата услуг телефонной связи;
  • оплата твердого топлива для обогрева дома без центрального отопления;
  • уплата имущественного налога.

С недавнего времени региональные власти получили возможность уменьшать размеры взносов за капремонт многоэтажных зданий для инвалидов I и II группы.

Компенсация коммунальных услуг инвалидам в 2018

Инфо

В некоторых регионах размер субсидии может быть меньше.Как начисляются Размер субсидии рассчитывается по четким правилам, которые прописаны в законопроекте ФЗ «О защите инвалидов» № 181-ФЗ статья 17. В этом постановлении указаны особенности, на которые власти обращают внимание при расчете суммы на субсидию. Льгота на электроэнергию для инвалидов: кому положена и как получить Компенсация ЖКХ инвалидам 3 группы Третья группа инвалидности считается рабочей и, в отличие от второй и третьей группы, способной выполнять специфические трудовые обязанности, получать за них оплату и тем самым обеспечивать себя.

Поэтому для инвалидов 3 группы не определены какие-либо особые преференции или порядок их предоставления. Назначение им компенсаций и выплат производится по общей схеме, из расчета 50% фактически понесенных расходов по оплате любого вида ЖКУ.

Внимание

Граждане могут рассчитывать на такие преференции от государства:

  • 50% скидка на оплату услуг ЖКХ;
  • 50% скидка на покупку твердого топлива;
  • 50% скидка при взносе на оплату капитального ремонта;
  • бесплатная радиоточка и телефон, для инвалидов по зрению.
  1. Инвалиды I I I группы. Как правило, это рабочая группа людей с особыми потребностями. Государство им предоставляет 50% скидку на оплату коммунальных услуг.

В некоторых регионах размер субсидии может быть меньше.

Как начисляются Размер субсидии рассчитывается по четким правилам, которые прописаны в законопроекте ФЗ «О защите инвалидов» № 181-ФЗ статья 17. В этом постановлении указаны особенности, на которые власти обращают внимание при расчете суммы на субсидию.

Как расчитывают льготу на топливо для инвалидов

Бланк заявления для заполнения. Как правило, инвалид сразу получает субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако иногда бывают исключения и ему могут отказать в этом вопросе. Обычно это происходит в таких случаях:

  • предоставлен не полный пакет документов;
  • в бумагах указана ложная информация;
  • справка об инвалидности оказалась просроченной;
  • наличие задолженности на оплату коммунальных услуг.

При отказе инвалид получает уведомление с решением комиссии. В нем обязательно должна быть указана причина и рекомендации по ее устранению. В течение нескольких дней, инвалид обязан решить данный вопрос и продолжить оформление субсидии. В случае неправомерного заключения, человек имеет полное право оспорить его в судовом порядке.

Постепенно мы приближаемся к нормам цивилизованных стран, в которых инвалиды не чувствуют себя оторванными от жизни в каждом ее аспекте. Возможность пользоваться всеми услугами в этом плане занимает далеко не самое последнее место. Если инвалиды водят авто (а они водят — еще как!), то и АЗС должны учитывать возможности визита со стороны человека, ограниченного в физических возможностях.

В России людям с ограниченными возможностями жить гораздо сложнее, чем в развитых странах: кажущееся отсутствие инвалидов на наших улицах обусловлено плохой инфраструктурой для их нужд. У нас таким людям сложно ездить в транспорте, ходить за покупками, иногда просто выйти из дома — и то проблема.

Единственная адекватная замена общественному транспорту для инвалидов — адаптированные под их нужды личные транспортные средства. Собственное авто модернизировать гораздо легче, чем ждать этого от целого автобусного парка или депо пригородных электропоездов. Но здесь автоматически встает проблема АЗС, которые, в свою очередь, должны быть доступны для маломобильных граждан. Категория людей с проблемами опорно-двигательного аппарата является самой активной в плане использования своих авто, поэтому адаптация станций под их потребности в первую очередь — важнейшая задача.

В стране реализуется сегодня программа «Доступная среда», цель которой — защита и поддержка людей, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Таковых в России 9% жителей (официальные цифры), причем около 30% из них — трудоспособного возраста, то есть потенциальные автолюбители.

Их опыт

Все крупные, особенно сетевые, АЗС в России построены с учетом требований доступности для инвалидов, так что никаких дополнительных вложений не требуется

Все крупные, особенно сетевые, АЗС в России построены с учетом требований доступности для инвалидов, так что никаких дополнительных вложений не требуется

В США и Великобритании вопросы обслуживания инвалидов на АЗС решаются давно, порядок обслуживания и технические требования прописаны в законодательном порядке, уклониться от его выполнения шансов нет. И как только читатели подумали, что сейчас начнется типовой рассказ «а вот у них на Западе…» с тысячей примеров и иллюстраций, мы вынуждены сказать, что даже самый тщательно прописанный закон не гарантирует соблюдения прав инвалидов: люди с ограниченными возможностями могут испытывать большие трудности с использованием станций самообслуживания, в результате любой из них в силу индивидуальных особенностей может быть поставлен в ситуацию, когда придется покупать более дорогую услугу полного обслуживания с помощью оператора.

Материалы по теме

Не потому, что это осознанный выбор, а как раз потому, что выбора на самом деле нет. В США к этой проблеме внимание привлекается постоянно обновляемым законом «Акт об американцах с ограниченными возможностями» (Americans with Disabilities Act, ADA). Этот документ подробно описывает АЗС с самообслуживанием, где прописан порядок предоставления услуги. Но лишь в последней редакции от 2012 года, то есть даже в такой внимательной к правам меньшинств стране, выправление ситуации в сторону благоприятствования занимает определенное время.

И тем не менее сегодня АЗС в Штатах должны предоставлять любую помощь при заправке лицам с ограниченными возможностями. Порядок обслуживания при этом добровольный, на усмотрение сотрудника, который сопровождает работу автоматических АЗС. Но как указывается в одном из положений, «такая помощь крайне желательна, за нее не должна взиматься плата, о ее возможном предоставлении требуется оповестить через специальные знаки и сообщения».

В прошлом году медиапространство Великобритании взорвало исследование института Прав потребителей RICA: на основании визитов инвалидов на заправки сетей BP, Esso, Morrisons, Sainsbury’s, Shell и Tesco было установлено, что на 70% АЗС отсутствует какое-либо оповещение о возможности помощи водителям-инвалидам.

На 20% заправок выяснилось, что недостаток требуемого оборудования делает процесс долива топлива для находящихся за рулем инвалидов-опорников невозможным в принципе. В 80% случаев успешных заправок она занимала более 3 минут, в оставшихся 20% — более 8 минут. В одном эпизоде к водителю с парализованными нижними конечностями не могли подойти более 15 минут, хотя он сигнализировал о такой необходимости. Оплата банковской картой была доступна только на 15% (!) АЗС — в случае отсутствия наличных услуги не предоставлялись. В 70% случаев визита на АЗС без знаков о наличии обслуживания водителей-инвалидов тем приходилось долго сигналить или активировать фары дальнего света, привлекая излишнее внимание к себе. Общие выводы исследования — полное отсутствие технического обеспечения нужд водителей-инвалидов в большинстве случаев. И это Великобритания, прошлый год.

В RICA уточняют: апгрейд АЗС для инвалидов — процесс естественный, через него в конце XX столетия в Америке прошла Shell. Компании после серии жалоб пришлось провести ревизию на соответствие тогдашним требованиям ADA, чтобы избежать выплат по искам нескольких колясочников из Калифорнии. Чтобы прийти к этой простой мысли, сети АЗС понадобилось два года предварительных судебных слушаний.

Требования и реальность

Основной проблемой для небольших АЗС может стать обустройство туалетов для инвалидов

Основной проблемой для небольших АЗС может стать обустройство туалетов для инвалидов

А что у нас? По словам Юлии Минкиной, директора по строительству компании ANPGroup, специализирующейся на адаптации зданий под нужды инвалидов, требований для инвалидов не так уж много: к кассе нужно подъехать — не должно быть ступенек, а при их наличии необходим альтернативный пандус, высота порогов при этом не должна превышать 2 см. Отдельные требования к туалету: ширина двери не менее 90 см, чтобы могла проехать коляска, а размеры самой комнаты 2х2 м. В ней должны быть смонтированы два поручня (вокруг самого туалета и вокруг раковины), а также кнопка вызова персонала. Кроме того, на входе и в самом туалете вывешивают яркие знаки доступности для инвалидов, хотя они нужны для слабовидящих, которые, за руль не садятся и обычно не бывают на АЗС — разве что случайно, проездом в сопровождении здоровых людей. Желательны раздвижные двери, а также поручни для колясочников у кассы.

Материалы по теме

Что же сейчас на практике? Современные АЗС строят с учетом требований «Доступной среды». Все объекты при сдаче в эксплуатацию проходят так называемую паспортизацию. В документах, в том числе, указаны группы инвалидности, для которых доступны данные объекты. Все сдаваемые здания в обязательном порядке осматривают сотрудники соцзащиты, и они могут наложить свое вето в случае несоблюдения норм.

Сегодня практически невозможно найти современную сетевую АЗС с нарушениями. Иное дело — мелкие частные заправки, построенные уже давно. Перестроить их сложно, иногда проще возвести новый павильон. Еще проще возвести пандус или поставить рельсы. Технические нормы — 1 метр высоты на 12 метров длины, но большие подъемы встречаются редко. Так что средний пандус для АЗС обойдется в 10–25 тыс. руб.

Обустройство туалета при строительстве редко стоит более 150 тысяч, но если на заправочной станции изначально маленький туалет, то перестроить его непросто. Справедливости ради стоит признать, что обязательного требования о наличии на АЗС туалета сейчас нет. Так что мелкие станции могут просто закрыть его, сделав служебным.

Сейчас осталось немало старых АЗС, внутри которых нет туалета, он в лучшем случае расположен на улице. Такие не подходят под требования законодательства.

Сейчас осталось немало старых АЗС, внутри которых нет туалета, он в лучшем случае расположен на улице. Такие не подходят под требования законодательства.

Что касается наказания, то статья 9.13 КоАП РФ предусматривает наказание за «уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»: на должностных лиц штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — штраф от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Данная категория дел рассматривается судом. Практика следующая: прокуратура или органы соцзащиты при обнаружении несоответствия выдают предписание о том, что необходимо сделать. Если оно не исполняется, дело отправляют в суд.

Вероятнее всего, особых революций в мире АЗС с введением требований для адаптации под нужды инвалидов не произойдет: большие автозаправки уже соблюдают требования, а мелкие станут их выполнять по-мнимому, и постепенно их уровень станет неприемлемым для клиентов.

С учетом того, что в российских мегаполисах уже сейчас наблюдается избыток АЗС, выживут те, на которые заехать приятно независимо от того, есть у клиентов проблемы со здоровьем или нет. Одно из решений в духе времени — разработка приложения, которое на экране смартфона покажет инвалиду ближайшую станцию, где получить необходимый сервис проще, чем на других, с системой рейтингов по отзывам и т.д. Пока, увы, только так.

Автор: Александр Кузьмин, основатель Клуба нетопливных бизнесов сетей АЗС

Фото: из архива автора