Льготы малолетним узникам на погребение

+

Юридическая консультация

Гарантированный ответ в течение часа

В консультации принимали участие

Здравствуйте, Алексей

Полагаю, отказ может быть незаконным, но в отсутствие документов и возможности изучить обстоятельства обращения за выплатой не могу утверждать на сто процентов. Согласно части 3 Закона о погребении социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. В этом смысле вы закон соблюли.
Далее. Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма Закона не содержит каких- либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.
Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5- ФЗ «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Законом о погребении обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников в отношении военнослужащих возложена на Министерство обороны Российской Федерации.
Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Данная правовая позиция отражена  в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2015 года N 307- ЭС15-4929.

Действует ли на данный момент закон о льготах на установку надгробья 27 декабря малолетним узникам. мама умерла 2017 года

татьяна — 2018-02-08 14:40:20

татьяна

Право инвалидов и участников ВОВ на оплату расходов на погребение и установку надгробных памятников предусмотрено ст. 24 Закона «О ветеранах». При этом действующим законодательством не введено никаких ограничений, которые связаны с объёмом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ, которые могут распространяться и на несовершеннолетних узников фашизма.

Таким образом, отказ военкомата в выплате таких компенсаций незаконен.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлены следующие размеры возмещения расходов:

— оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, которые подтверждены соответствующими документами, но в размере не более 16258 руб.;
— оплата расходов на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента,
цветника) и их установку — до 22511 руб.

Татьяна

Уважаемая Татьяна Станиславовна! в настоящий период времени в соответствии с Опрделением Гражданской коллегии Верховного Суда возмещение затрат за изготовление и установку надгробных памятников, ритуально- похоронные услуги узникам не положено. Следите за судебной практикой. Хотя до этого св соответствии с определением Высшего арбитражного суда от июля 2014, определением Верховного Суда от июня 2015 данная льгота признавалась за несовершеннолетними узниками

Олег — 2018-06-08 14:52:21

Анатолий Ставский

Добрый день. бабушка умерла 7.01.19, имеем ли мы право в выплате денег на ее погребение?

Татьяна — 2019-04-08 13:49:26

Татьяна

Если Вы осуществляли подготовку и все иные дела, которые связаны с погребением, тогда имеете право на получение пособия на погребение бабушки.

При обращении за выплатой пособия на погребение имейте при себе следующие документы:

— заявление, заполненное по соответствующему образцу;
— паспорт заявителя;
— свидетельство либо справку о смерти бабушки;
— пенсионное удостоверение бабушки;
— военный билет или удостоверение ветерана (если оно есть);
— документ, подтверждающий, что бабушка на момент смерти не работала (например: трудовая книжка, справка с работы, выписка из центра занятости);
— банковские реквизиты для получения денежных спедств.

Мама узник концлагеря умерла 26 декабря 2017 года какие действия для установления памятника

Владимир — 2019-06-06 08:54:32

Владимир

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлены такие возмещения расходов:

— оплата ритуальных услуг (данная оплата производится по фактическим затратам, которые подтверждены соответствующими документами, но не более установленных размеров);

— оплата расходов на изготовление надгробных памятников (плиты либо стелы, постамента, цветника) и их установку — до установленной суммы.

Если вам откажут в возмещении расходов для установления памятника — вы можете и имеете полное право обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого будет вынесено процессуальное решение.

Вы существенно поможете дать более полную консультацию своими дополнительными и уточняющими вопросами.

Анатолий Ставский

Здравствуйте. Вы второй раз направляете в мой адрес обращение по вопросу изготовления и установки надгробного памятника малолетним узникам. Я же присылал Вам ответ по этому вопросу. Нового в решении данного вопроса нет.

Олег — 2019-06-06 10:57:22

Олег

Здравствуйте! Ваша информация принята во внимание.

Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

  • Ожидание 12 минут

    3 ответа юристов

  • Ожидание 53 минуты

    9 ответов юристов

  • Ожидание 9 минут

    1 ответ юриста

  • Ожидание 57 минут

    2 ответа юристов

  • Ожидание 11 минут

    5 ответов юристов

  • Ожидание 13 минут

    5 ответов юристов

Государство с особым вниманием относится к пожилым гражданам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Но известно, что кроме военных значительно пострадало и мирное население, особенно дети, которых поместили в места насильственного содержания. Ввиду этого в государстве предусмотрен ряд льгот для бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

Принципы предоставления

Меры поддержки бывших узников концлагерей были введены Указом Президента РФ № 1235 в 1992 году. Согласно этому акту, а также п. 8 ст. 154 Закона № 122-ФЗ, эту категорию населения приравнивают к участникам ВОВ. При этом граждане, имеющие инвалидность, получают помощь как инвалиды Великой Отечественной войны, а пожилые люди, инвалидность которым не установлена, – как участники ВОВ.

В п. 3 вышеупомянутого Указа Президента РФ сказано, что льготы несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются в органах соцзащиты по предъявлению удостоверительного документа о праве на получение помощи.

Рассчитывать на поддержку имеют право пожилые люди, отвечающие следующим критериям.

  1. Наличие гражданства России.
  2. Проживание на территории РФ.
  3. Пребывание в концлагерях или приравненных к ним местам (фильтрационных или трудовых лагерях, в медицинских экспериментальных учреждениях, иных местах, созданных фашистами для содержания людей) в малолетнем возрасте.
  4. Для целей получения поддержки учитываются фашистские лагеря, располагавшиеся на территории Германии, в местах, оккупированных немцами или подконтрольных им.

Чтобы получить поддержку от государства, гражданин должен соответствовать всем перечисленным критериям.

Виды льгот

Несовершеннолетние узники фашистских лагерей вправе в 2018 году пользоваться привилегиями, перечисленными в статьях 14 и 15 Закона «О ветеранах». Это следующие виды помощи.

  1. Льготное пенсионное обеспечение.
  2. Обеспечение жильем. Участники Великой Отечественной войны вправе единожды получить недвижимость за счет денег из федерального бюджета. Этот вид социальной поддержки не зависит от имущественного положения заявителя. Хотя узников концлагерей осталось не так уж много, вопрос обеспечения жильем остается спорным и в регионах решается по-разному. Это связано с тем, что в ст. 23.2 Закона № 5-ФЗ, конкретизирующей порядок предоставления жилья, нет упоминания о гражданах, принудительно содержавшихся в лагерях.
  3. Компенсация затрат на услуги ЖКХ и оплату пользования жилыми помещениями. Предусмотрено, что возврат средств возможен в размере 50%. Расходы компенсируются за аренду, содержание помещения, взносы на капремонт, расходы на топливо, содержание многоквартирного дома и пользование коммунальными услугами.
  4. Установка стационарного телефона вне очереди.
  5. Преимущественное право членства в различных кооперативах.
  6. Внеочередное предоставление медицинских услуг. Обязанность по оказанию помощи врачами возлагается на сотрудников медучреждений, к которым узники фашистских концлагерей были закреплены при уходе на пенсию.
  7. Обеспечение протезно-ортопедической продукцией. Действие этого пункта не распространяется на зубное протезирование. Граждане, которые приобрели протезы самостоятельно, имеют право получить компенсацию стоимости изделия.
  8. Дополнительный неоплачиваемый отдых до 35 дней в году, который предоставляется гражданам работодателем по их просьбе в любое время.
  9. Преимущественное право на получение услуг различных учреждений (культурно-просветительных, связных, спортивно-оздоровительных). Кроме того, пожилые люди имеют право требовать покупку билетов на транспорт в различных кассах, обслуживание в местах торговли и предоставление услуг вне очереди.
  10. Прием вне очереди в учреждениях, занимающихся социальным обслуживанием.
  11. Получение оперативной помощи на дому.

Если льготник имеет проблемы со здоровьем с присвоением группы инвалидности, то он кроме перечисленных видов помощи имеет право на дополнительные трудовые гарантии: получение бесплатного образования за счет работодателя, а также на внеочередной неоплачиваемый отпуск до 60 дней в году.

Совет

Если вы или ваш родственник не получаете данных видов помощи, при этом соответствуя вышеуказанным критериям, обратитесь в местный отдел социальной защиты с удостоверением, дающим право на поддержку.

В соответствии со ст. 24 Закона № 5-ФЗ, граждане, участвовавшие в военных действиях, имеют право на погребение за деньги, выделенные из федеральных бюджетов. Тем не менее вопрос предоставления помощи умершим узникам концлагерей остается во многих регионах открытым. Дело в том, что погребение предполагает отдание воинских почестей, а граждане, которых принудительно удерживали фашисты, военными не считаются.

Внимание!

Вопрос о предоставлении помощи на погребение необходимо решать в каждом случае отдельно. Органы обороны, компетентные в вопросах захоронения, скорее всего, откажут в услугах, поэтому целесообразно обратиться в органы социальной защиты.

Денежное довольствие

Бывшие узники концлагерей имеют право на ежемесячную денежную выплату. Она может быть снижена, если граждане получают набор социальных услуг в соответствии с Законом № 178-ФЗ.

Льготники, имеющие инвалидность, вправе претендовать на ежемесячную выплату в размере 5054,11 руб. Граждане, которым группа инвалидности не установлена, получают 3790,57 руб.

Набор социальных услуг стоит 1048,97 руб. в месяц, то есть ежемесячная выплата может быть снижена на этот размер. В набор входят:

  • обеспечение лекарствами по выписанным врачом рецептам;
  • путевки в лечебные и профилактические санатории;
  • бесплатный проезд на ж/д транспорте в пригородной зоне, а также к местам оздоровления.

Предоставление пакета услуг происходит ежегодно по решению органов местной власти. Чтобы получить этот набор в следующем календарном году, нужно обратиться в органы соцзащиты заранее – до 1 октября. Поддержка оказывается в денежном и натуральном видах.

Как получить удостоверение, дающее право на льготы?

Чтобы получить удостоверение, необходимо обратиться в орган соцзащиты населения с заявлением и пакетом необходимых документов. Заявление подается через портал «Госуслуги», посредством МФЦ или напрямую в отдел социальной защиты.

Документы, которые потребуются для получения удостоверения:

  • заявление (бланк вам выдадут в МФЦ или в органе власти);
  • паспорт;
  • документы военного времени, свидетельствующие о пребывании заявителя в фашистском лагере;
  • испорченное удостоверение, если вы желаете получить обновленный дубликат.

Документы военного периода – это:

  • выписка из детдомовской книги;
  • справка, полученная от немецких властей (допустим, пропуск на работы, где принудительно использовался труд детей);
  • свидетельские показания, полученные по правилам ГПК РФ;
  • архивные справки органов обороны России или документы из медучреждений, музеев, служб розыска;
  • документы, свидетельствующие о смене фамилии (допустим, свидетельство о вступлении в брак).

Документы могут быть поданы через представителя. Для этого ему необходимо предварительно сделать доверенности у нотариуса.

Совет

Обратитесь в отдел социальной защиты. Там вам укажут, какие именно документы нужно принести в вашей ситуации, и помогут правильно заполнить заявление.

Рассмотрение обращения занимает 20 дней. По итогам гражданину выдается копия решения о выписке удостоверения и сам документ.

Заключение

Узники фашистских концлагерей получают помощь на основании удостоверения, выданного органами соцзащиты. Законодатель уравнивает в правах на поддержку участников войны и детей, пребывавших в немецких лагерях. Виды льгот устанавливаются Законом № 5-ФЗ.

Компенсация расходов на погребение несовершеннолетних узников

В силу пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ проживающие на территории Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Указанной нормой Закона не введено никаких ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться и на несовершеннолетних узников фашизма.

Оказание ритуальных услуг ветеранам предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как предусмотрено частью 1 статьи 24 Закона «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны и т.д. производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников.

Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Ни нормами вышеприведенного Федерального закона № 122-Фз от 22.08.2004 года, ни Законом «О ветеранах» не установлено исчерпывающего и ограниченного перечня льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Вов, которые могут распространятся и на несовершеннолетних узников фашизма.

Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника инвалидам и участникам войны, предусмотренное названной статьей указанного Закона и по своему содержанию являющееся льготой, в полной мере должно распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.

Данный вывод подтверждается содержанием пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», введенного Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 64-ФЗ, согласно которому погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего и пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством РФ для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 года № 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее – Порядок). Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (пункт 2 Порядка).

Пунктами 30, 31 Порядка установлено, что при погребении лиц, указанных в пункте 2 Порядка, воинскими частями за счет средств, выделяемых Министерству обороны из федерального бюджета на эти цели, производится оплата следующих ритуальных услуг:

  • оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего);
  • перевозка погибшего (умершего) в морг, услуги морга;
  • предоставление и доставка гроба, урны, венка;
  • перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации);
  • погребение (кремация).

Оплата указанных расходов при погребении погибших (умерших) военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, производится за счет средств, предусмотренных на общехозяйственные расходы, а при погребении других лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, – за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.

Оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», установлено, что оплата вышеперечисленных ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 16258 рублей.

Согласно пункта 35 Порядка оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), – до 22511 рублей.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурор Барятинского района
старший советник юстиции                                                    А.В. Карловский

25 февраля 2016

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Фролкиной С.В.,

судей Кириллова В.С. и Вавилычевой Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2017 г. гражданское дело по иску Бастовой Д.В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании права на возмещение расходов на погребение, взыскании компенсации расходов на погребение

по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» Верижниковой Л.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 4 февраля 2016 г. с учетом определения этого суда от 10 марта 2016 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 апреля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя военного комиссариата Орловской области Раевской Ю.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Бастовой Д.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Бастова Д.В. обратилась 17 декабря 2015 г. в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» (далее — ФКУ «Военный комиссариат Орловской области», военный комиссариат Орловской области) о признании права на возмещение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации расходов на оказание ритуальных услуг, предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», взыскании с военного комиссариата Орловской области компенсации расходов на погребение в сумме 17 152 руб.

В обоснование требований Бастова Д.В. ссылалась на то, что её отец Бастов В.Д., … года рождения, являлся бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, инвалидом I группы вследствие общего заболевания и ему предоставлялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Бастов В.Д. умер 24 ноября 2015 г., вследствие чего Бастовой Д.В. были понесены расходы на погребение отца в сумме 35 500 руб.

В декабре 2015 года она обратилась в военный комиссариат Орловской области с заявлением о возмещении расходов на погребение в сумме 17 252 руб. Письмом ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» от 15 декабря 2015 г. ей отказано в оплате расходов на погребение по причине отсутствия для этого правовых оснований.

По мнению Бастовой Д.В., отказ в возмещении ей расходов на погребение Бастова В.Д. является незаконным, поскольку льгота, предусмотренная статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (оказание ритуальных услуг) должна распространяться и на бывших несовершеннолетних узников фашизма, поэтому она имеет право на возмещение расходов, понесенных на погребение Бастова В.Д.

Решением Советского районного суда г. Орла от 4 февраля 2016 г. с учетом определения этого же суда от 10 марта 2016 года об исправлении описки исковые требования Бастовой Д.В. удовлетворены. За Бастовой Д.В. признано право на возмещение расходов на оказание ритуальных услуг, предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в отношении умершего Бастова В.Д., являвшегося бывшим несовершеннолетним узником фашизма, инвалидом I группы. С ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» в пользу Бастовой Д.В. взысканы расходы на погребение в сумме 17 152 руб., а также расходы на оплату госпошлины в размере 986 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» Верижниковой Л.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 31 августа 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 5 декабря 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Бастов В.Д., … года рождения, являлся инвалидом I группы вследствие общего заболевания, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны (далее — бывшие несовершеннолетние узники фашизма), в связи с чем ему предоставлялись льготы на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

24 ноября 2015 г. Бастов В.Д. умер.

Бастова Д.В. (дочь Бастова В.Д.) в связи со смертью отца понесла расходы на погребение в сумме 35 500 руб., за возмещением которых она обратилась в военный комиссариат Орловской области с соответствующим заявлением.

Письмом ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» по Заводскому и Советскому районам г. Орла от 15 декабря 2015 г. Бастовой Д.В. было сообщено, что оплата расходов на погребение не может быть ей произведена ввиду отсутствия для этого правовых оснований.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бастовой Д.В., суд первой инстанции ссылался на положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и исходил из того, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 2006 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», по своему содержанию является льготой и распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.

Суд первой инстанции, установив, что умерший Бастов В.Д. являлся бывшим узником фашизма и при жизни пользовался льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, пришел к выводу о том, что его дочь Бастова Д.В. имеет право на возмещение расходов на оплату ритуальных услуг в отношении умершего отца в пределах нормы расходов — не более 17 152 руб., определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что положения статьи 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и пункта 5 статьи 11 Федерального закона 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не содержат каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в применении к несовершеннолетним узникам фашизма.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.

Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).

Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пунктом 5 утверждённого постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 20 разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 не определен объём предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам — инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

12 января 1995 г. был принят Федеральный закон N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.

Статьями 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах» определён круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

В статье 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, предусмотрен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной приём в организации социального обслуживания.

Вместе с тем указанные нормы Федерального закона «О ветеранах» не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.

Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьёй 24 Федерального закона «О ветеранах», в силу которой погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учётом пожеланий их родственников (военнослужащих — с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счёт средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1, 2 данного закона).

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учётом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Приведёнными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учётом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.

В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.

Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с погребением, а положения статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.

Приведённые выше обстоятельства судебными инстанциями при разрешении спора учтены не были.

Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В связи с этим обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального закона, толкование которых дается в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 4 февраля 2016 г. с учетом определения этого суда от 10 марта 2016 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 апреля 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Советский районный суд г. Орла.

Председательствующий Фролкина С.В.

Расходы, связанные с погребением погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, возмещаются за счет средств Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что эта гарантия не распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры соцподдержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Тогда как указанная гарантия оказания ритуальных услуг не относится к льготам и мерам соцподдержки указанной категории граждан.

В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются нормы о гарантированном перечне услуг по погребению и социальном пособии на погребение.