Если муж не прописан как оформить субсидию

если муж не прописан как оформить субсидию

Чиновники начали активно вмешиваться в семейную жизнь украинцев, претендующих на субсидии. С недавних пор при оформлении бумаг на получение государственной компенсации за коммунальные услуги соцслужба учитывает доход членов семьи, в частности, мужа и жены, даже если они и не прописаны в одной квартире, на содержание которой, собственно, и берется субсидия. 

Ранее действовала другая схема — чиновники собирали данные о доходах граждан. зарегистрированных на одной жилплощади, и, суммируя их, решали, могут ли те претендовать на субсидию. Скажем, если муж был прописан по одному адресу, а жена и дети — по другому, то, чтобы оформить субсидию, каждый собирал отдельный пакет документов.

Эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко пояснил «Стране» — цель нововведения одна: государство хочет отсечь как можно больше претендентов на помощь. И схема с совокупным семейным доходом вполне позволяет это сделать.

«Страна» разбиралась как чиновники будут мониторить семейные бюджеты и обязательно ли разводиться, чтобы получить компенсацию по коммуналке.

Одна семья — один кошелек

Норма об учете при выдаче субсидии общего дохода членов семьи, даже если они при том не прописаны в одной квартире, прописана в новой редакции Положения о порядке назначения жилищных субсидий.

Это то самое скандальное постановление Кабмина №848, о котором уже писала «Страна», и которым запрещено выдавать субсидии гражданам, имеющим авто не старше пяти лет, квартиры площадью более 120 кв.м и дома от 200 кв.м или купившие  в течение текущего года товаров (стройматериалы, земельный участок и прочее) более чем на 50 тысяч гривен.

Оно вступило в силу еще в мае этого года. Но так как в документе и без того немало скандальных норм, требование об учете общего дохода мужа и жены вне зависимости от их прописки, оставалось незамеченным широкой общественностью. Ровно до тех пор, пока граждане не пошли переоформлять субсидии. Социальные инспекторы их огорошили.

Оказывается, теперь, чтобы получить право на компенсацию по коммуналке, жене или мужу нужно принести справку о зарплате своей второй половинки, даже если та не прописана на жилплощади, на которую оформляется субсидия.

«Это делается для того, чтобы сделать распределение субсидии более справедливым. Чтобы граждане, которые вполне могут позволить себе платить за коммуналку, не претендовали на государственные деньги», — пояснил «Стране» руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

По его словам, верификация получателей государственных льгот, в том числе, субсидий, является первым шагом в рамках монетизации льгот, на которую нацелилось правительство.

«У нас слишком много льготников, которые получают помощь, не имея на то никаких оснований. Почистив этот список, можно увеличить сумму помощи гражданам, которые в ней действительно нуждаются», — говорит Забловский.

Ранее, по его словам, нередко практиковалась следующая схема — семейная пара могла иметь две и больше квартир и при этом на каждую оформлять субсидию. К примеру, муж и жена были прописаны в разных апартаментах и каждый приносил в соцслужбу справку, подтверждающую, что коммуналка «съедает» более 20% его дохода (что является основанием для выдачи субсидии). В итоге оформляли субсидии на несколько квартир, которые сдавали в аренду, получая неплохой доход.

Теперь чиновники будут суммировать доходы мужа и жены. Причем, если, скажем, заявление на субсидию подали и муж и жена, зарегистрированные по разным адресам, то и первому и второй в доход посчитают зарплату второй половинки. То есть, фактически один и тот же семейный бюджет учтут два раза.

Но это еще не все неприятные нюансы. Как быть, к примеру, если муж или жена официально не работают (скажем, уехали на заработки в Европу). По законодательству, без справки о зарплате или с биржи труда на субсидию претендовать нельзя.  До недавних пор проблема решалась просто — официально неработающего члена семьи попросту выписывали из квартиры. Теперь же придется забыть о субсидии.

Непонятно и как быть, если семейная пара не только прописана в разных квартирах, но и действительно не проживает вместе, просто не оформляя официальный развод. Таких пар в Украине не так мало, как кажется на первый взгляд. Но доказать соцслужбе, что у них разная не только прописка, но и кошельки, теперь будет крайне сложно — придется разводиться.

Развод, суд или мордобой?

Развод станет единственным выходом и для тех, кто прописан в разных квартирах, но проживает вместе и не намерен разрушать семью. «Чтобы получать субсидию им придется оформить фиктивный разрыв отношений», — говорит Юрий Гаврилечко.

По словам Юрия Гаврилечко, в правительственном постановлении смешано два понятия — семьи и домохозяйства. Тогда как семья — это люди, связанный узами родства, а домохозяйство — люди, проживающие (зарегистрированные) в одном помещении и ведущие совместное хозяйство.

До недавних пор субсидия выдавалась именно на домохозяйство, а не на семью.

«По-сути, попытка чиновников копаться в семейных отношениях и семейном бюджете — это дискриминация и нарушение конституционных прав граждан. Поэтому постановление Кабмина можно оспорить в Конституционном суде, а, имея на руках его вердикт, идти дальше — в Европейский суд по правам человека. И я не удивлюсь, если такие иски вскоре появятся и станут массовыми», — говорит Юрий Гаврилечко.

По его словам, украинцы вполне могут подавать в суд на Кабмин, обвиняя его в мошенничестве (неправомерная попытка подмены понятий).

Экономист Алексей Куш отмечает, что вводя все новые и новые ограничения для получения субсидии, государство пытается максимально сократить список претендентов на компенсацию по коммуналке. И решить за счет этого проблему с дефицитом бюджета, который разрастается до рекордных размеров.

Как уже писала «Страна», по итогам 7 месяцев этого года, план выполнения доходной части бюджета недовыполнен на 16 млрд. грн. А с учетом недофинансирования целого ряда отраслей (медицина, образование, оборонка и др.) бюджета брешь грозит разрастись до рекордных 56 млрд. грн. На счетах Госказначейства критически мало денег — менее 2 млрд. грн. Поэтому государству нужно срочно искать статьи, которые можно «порезать».

И субсидии — одна из них. Алексей Кущ не исключает, что субсидиальную программу попытаются сократить вдвое, выбросив из нее не менее 2 миллионов получателей. А «семейная» схема станет одним из удобных поводов отказать в госпомощи.

Массовые отказы в субсидиях опасны развалом коммунальной инфраструктуры. Ведь больше денег у людей не появилось, поэтому платить по счетам они попросту не будут. «Долги по коммуналке, которые и так уже рекордные (около 40 млрд. грн.) грозят попросту разрушить и без того изношенные сети — модернизировать их энергетикам будет попросту не за что», — говорит Гаврилечко. И добавляет: вполне возможно, что будет банальный коммунальный мордобой: люди станут линчевать коммунальщиков, которые будут обрезать им услуги за долги.

«Подобные прецеденты уже есть. Недавно в Броварах толпа избила сотрудников облгаза. И хотя мордобоем ничего не решишь, такие случаи будут становится все более массовыми», — говорит эксперт.

За матеріалами Страна.ua

Екатерина Матвеева

С 1 мая в Украине вступили в силу новые правила назначения субсидий на оплату ЖКХ, согласно которым некоторым их получателям уже сейчас необходимо заново подать заявление и декларацию в органы соцзащиты. Как стало известно журналистам «НМ», среди тех, кому это надо сделать — лица, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства. 

Как понять, касается ли это требование вас лично? Об этом на недавнем селекторном совещании с региональными профильными службами рассказал министр социальной политики Александр Рева:

— При определении состава семьи, следует руководствоваться статьей 3 Семейного кодекса Украины, в соответствии с  которой семья – это лица, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство.

То, что супруги или их дети зарегистрированы по разным адресам, по мнению министра, не значит, что они не ведут совместное домохозяйство и не поддерживают друг друга материально:

— Нередки ситуации, когда неработающая жена с малолетними детьми зарегистрирована у своих родителей, а ее муж, который работает и получает заработную плату, зарегистрирован у своих родителей. Жене предоставляется субсидия на домохозяйство без учета доходов мужа. А его родители идут на комиссию и тоже снимают его с учета, потому что он у них не проживает. Таким образом, доходы мужа не учитываются ни там, ни там. С 1 мая в расчет берутся доходы всех членов семьи, без исключения. В приведенном выше примере доходы мужа будут учитываться и по месту регистрации жены с детьми, и по месту его регистрации.

Тем не менее, как сообщила вчера пресс-служба Министерства социальной политики, право оформить субсидию не на всех зарегистрированных, а только на фактически проживающих в квартире лиц, у претендентов на субсидии осталось: «Право оформить субсидию не на всех зарегистрированных, а на фактически проживающих в квартире лиц, с 1 мая 2018 года сохранилось. Государство идет навстречу семьям, в которых прописаны совершеннолетние дети, но уже много лет не проживают с родителями, и предлагает доходы тех, кто прописан, но фактически не проживает в квартире, не учитывать при расчете размера субсидии».

При этом при оформлении субсидии в декларации о доходах в разделе «состав семьи» надо указать родственников, которые зарегистрированы, но не проживают с получателем субсидии:

«Если, например, в доме прописана совершеннолетняя замужняя дочь, то в декларации, в разделе II, нужно указать и ее семью также — супруга и детей, даже если они прописаны по другому адресу».

Также вместе с декларацией необходимо подать заявление с просьбой рассмотреть на Комиссии вопрос о начислении субсидий на фактическое количество людей, проживающих в квартире, подчеркнув соответствующие слова, а также обязательно предоставить документ, подтверждающий факт непроживания соответствующего лица по этому адресу (справка с места работы в другом месте, справка об обучении в другом месте, о пребывании на лечении и т.п.).

Управление соцзащиты направляет по месту проживания заявителя государственного социального инспектора, который составляет акт обследования материально-бытовых условий проживания. На основании этого документа комиссия и принимает решение – назначить субсидию только на тех, кто действительно проживает по указанному адресу с учетом только их доходов. Или нет.

Здравствуйте. Мы москвичи, я в отпуске по уходу за ребёнком. Муж официально не работает, на бирже труда не стоит. Есть его трудовая книжка. В квартире зарегистрированы я и ребёнок, муж по другому адресу, там субсидию не получает. Вроде бы я могу претендовать на субсидию, но в центре жилищных субсидий требуют официальное подтверждение его дохода или отсутствия такового, и говорят что он должен иметь статус безработного, в противном случае в субсидии отказывают. Не пойму, правы ли они? Нигде не нашла, что отсутствие статуса безработного это основание для отказа... Буду признательна за ссылки на нормативные документы. Или за личный опыт, у кого похожа ситуация. Добавляю: ознакомившись с Правилами предоставления субсидий сделала для себя вывод, что требовать встать на биржу они права не имеют. Отсутствие статуса безработного не является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

— Что изменилось в правилах оформления субсидий? Как узнать, нужно ли человеку снова заполнять документы на получение субсидий или нет?

если муж не прописан как оформить субсидию
Гендиректор Директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики Виталий Музыченко.

— Раньше правила субсидий определялись исключительно с учетом дохода домохозяйства, а на сегодняшний день внедрены элементы имущественного состояния, такие как наличие жилья определенной площади. Это 120 квадратных метров — для квартир и 200 квадратных метров — для домов. Это наличие автомобиля или транспортных средств возрастом меньше 5 лет, наличие в составе домохозяйства работоспособных людей, которые не работают и не находятся в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или наличие задолженности по оплате обязательной части платежа у тех граждан, которые получали субсидию раньше. 

— А если кто-то получил дом в 200 метров в наследство или в одном доме живут две, три семьи. Что делать этим людям, чтобы получить субсидию?

— В данном случае есть исключение для приемных, многодетных семей, для детских домов семейного типа. В других случаях мы говорим: если вам по карману жить в таком помещении, то оплачивайте коммунальные услуги.

— А если живут две семьи, рекомендуют разделять лицевые счета?

— Раздел личных счетов в данном случае не решит ситуацию. Домохозяйство остается одно, адрес один, и раздел личных счетов особо не решает вопрос. Действительно, можно разделить право собственности, установить разные адреса, и тогда это будет считаться разными жилищными помещениями. Но в данном случае эта процедура достаточно сложная и дорогая.

— В селе висит объявление, что всем, кто получал субсидию, нужно подавать документы по-новому. Но раньше было так, что субсидия назначалась автоматически. Почему все изменилось?

— Это не совсем соответствует действительности. На сегодняшний день предусмотрено, что их должны подавать отдельные категории граждан, которые получали субсидии раньше и которым субсидия на следующий период не может быть назначена без подачи новой формы заявления и декларации. К ним относятся арендодатели жилищного помещения, внутренне перемещенные лица, те хозяева домохозяйств, которым раньше субсидия назначалась без отдельных членов домохозяйства. То есть там, где исключались члены домохозяйства из состава семьи. Это лица, у которых отсутствуют доходы. То есть трудоспособные лица, у которых доходы или меньше минимальной заработной платы, или они не оплатили единый социальный взнос не меньше чем за три месяца в минимальном размере. Что касается других категорий населения, то в случае, если отсутствуют критерии определения в пункте шестом, то есть наличие автомобиля, квартир и так далее, такие граждане могут не подавать новые декларации, и им субсидия может рассчитываться автоматически. Но в принципе органы социальной защиты населения, для того чтобы уточнить информацию, могут обращаться к гражданам. 

О смене места работы

— Нужно ли переоформлять субсидию, если человек сменил место работы?

— Нет. Если человек, не меняя социального статуса, просто поменял место работы, он не должен информировать об этом органы социальной защиты населения. Единственный случай, когда нужно об этом информировать, если субсидия была назначена по решению комиссии, когда человек неполный период оплачивал единый социальный взнос, а только два месяца перед этим и только в городах областного значения, где есть требование продолжения оплаты единого социального взноса. Если человек просто поменял работу и продолжает оплачивать ЕСВ, то об этом информировать не стоит. Если человек по собственной инициативе разорвал трудовые отношения в период получения субсидии, то об этом нужно информировать.

— А если на этой работе зарплата стала гораздо выше?

— Изменения размера доходов органы социальной защиты получают автоматически самостоятельно при следующем обновлении информации. Мы должны понимать, что именно изменение доходов в период получения субсидии на размер субсидии не влияет. Если человеку назначена субсидия с мая по сентябрь, на неотапливаемый период, то для определения права на получение субсидии доходы учитывались за третий, четвертый квартал прошлого года. Соответственно, текущие доходы, которые человек получает в мае, поскольку это второй квартал, будут учитываться уже в октябре при назначении субсидий на следующий отопительный период. Таким образом, смена изменения доходов никаким образом не влияет на текущее право получении субсидий, а во-вторых, оно будет автоматически учтено при обмене информации с фискальными органами. 

О безработных

— Какой доход сейчас учитывается на безработного? 

— Было два прожиточных минимума. На сегодняшний день этот размер дохода увеличили до трех прожиточных минимумов. Но установлен ряд случаев, когда учитываются доходы как в фактическом размере, так и в размере одного или двух прожиточных минимумов. Все зависит от индивидуальных особенностей. Если мы говорим про сельскую местность и назначение субсидии на сжиженный газ и твердое бытовое топливо, мы понимаем, что у этого человека не было возможности трудоустроиться. В таком случае комиссия может принять решение про два прожиточных минимума. Если лицо предоставляет социальные услуги, комиссия может принять решение про фактические размеры доходов, даже если они меньше минимальной зарплаты. То есть тут все достаточно индивидуально. 

— В центре занятости желательно быть зарегистрированными?

— Тут также все неоднозначно. Мы разделили фактор пребывания в центре занятости на категории. Почему человек пребывает в центре занятости? Одно дело, когда он потерял работу, стал на учет как безработный, предпринимает меры по трудоустройству и получает помощь по безработице. Она выплачивается определенный промежуток времени. В этот период мы понимаем, что человек пытается исправить ситуацию. Ему будет назначена субсидия, и учтут фактические размеры доходов, которые он получает как помощь по безработице. 

В случае если человек пребывает на учете в центре занятости, скажем, 1-2 года, он уже не получает помощь по безработице, потому что она лимитирована. Значит, такой человек вряд ли принимает меры относительно своего трудоустройства. Соответственно, мы его уже не считаем таким, который имеет определенные — особые — условия назначения жилищной субсидии, и программа его рассматривает как трудоспособного, который не работает. 

Бывает вариант, когда такой человек пытался трудоустроиться, пребывая и 2, и 3 года на учете в центре занятости, но его квалификация не позволяет трудоустроиться конкретно в населенном пункте, скажем так. В этом случае такое лицо проходило или проходит переквалификацию, обучение через центр занятости, имеет возможность получить жилищную субсидию. То есть программа жилищных субсидий на данном этапе способствует и побуждает граждан или работать, или хотя бы принимать меры для трудоустройства. 

— А если тот же безработный работает за границей? Многие работают официально. Но они тут получают субсидию. Как будет решаться этот вопрос? 

— Если гражданин платит единый социальный взнос, если его доходы не меньше минимальной зарплаты, то, в принципе, нам все равно, где он находится — за границей или в Украине. Он платит налоги и имеет доход. Если такой гражданин декларирует отсутствие доходов и не принимает участие в социальном страховании, то в данном случае изучается ситуация — не пребывал ли он за границей свыше 60 дней. Если такой факт установлен, это является основанием для отказа в назначении жилищной субсидии. 

Об алиментах

— Я разведена, на алименты не подавала. Со мной прописана дочка. Слышала от людей, что в отделе субсидий заставляют подавать на алименты, чтобы этот доход учитывался при назначении субсидии. Правда ли это? Откажут ли в предоставлении субсидии, если не подать на алименты?

— На сегодня никто никого не обязывает оформлять или требовать алименты. Это дело двух родителей — содержание ребенка. Как они договорятся — это их дело. Единственное, что мы изменили в данном аспекте, тот факт, что доходы в виде алиментов, которые получает один из родителей на ребенка, не будут суммироваться к доходу семьи. То есть наличие алиментов не будет влиять на назначение субсидии. Таким образом, мы больше защищаем того из родителей, который воспитывает ребенка. 

О прописке

— Если человек прописан, но не проживает. Этой семье нужно переоформлять субсидию?

— Если субсидия была назначена без отдельных членов домохозяйства, то такая субсидия должна быть назначена на основании нового пакета документов.

— Если человек не подал документы, то что будет с субсидией?

— В данном случае субсидия просто не будет назначена до того момента, пока заявитель не обратится с новым пакетом документов. При этом я хотел бы обратить внимание, что на сегодняшний день юридически не установлен срок, в который человек должен подать соответствующий документ. Просто существует ограничение — субсидия будет назначена с месяца, в котором он обратится в органы соцзащиты. Если обратится в июле, то с июля. Если нужна субсидия только на отопительный сезон, то, пожалуйста, приходите в октябре. 

— Почему теперь требуют подавать паспортные данные даже на тех членов семьи, которые не прописаны в квартире?

— Когда мы проанализировали прошлую систему предоставления жилищных субсидий, то увидели довольно интересную тенденцию. Как правило, члены семьи, которые проживали и зарегистрированы были в одном жилом помещении, принимали решение о том, что одного из них они снимали с регистрации. Как правило, это лица с самыми большими доходами. И остальные члены домохозяйства получали субсидии. То есть они продолжали оставаться одной семьей, фактически проживают по тому же адресу, но такие маленькие манипуляции позволяли обходить систему и не учитывать доходы кого-то из членов семьи. Соответственно, на сегодняшний день вводится норма, которая предусматривает учет доходов не только членов домохозяйства, то есть тех, кто зарегистрирован и фактически проживают в жилье, но и членов их семьи. К членам семьи у нас относятся муж и жена, а также их несовершеннолетние дети. Таким образом, даже если муж и жена зарегистрированы по разным адресам, доходы им будут взаимно включаться при обращении за жилищной субсидией. 

Если мы говорим о том, что члены семьи, особенно муж и жена, проживают по разным адресам, то тогда возникает вопрос принципа сохранения семьи. Они могут так проживать, но у них не исчезают взаимные права и обязанности. То есть муж должен поддерживать жену, а жена мужа. Если кому-то из них не хватает средств для оплаты коммунальных услуг, то другой из супругов должен обеспечить такую поддержку.

— В квартире прописаны три человека — один пенсионер и два неработающих (официально) и не живущих там. Какие шансы на получение субсидии по новым правилам?

— Два неработающих официально — мы можем сделать вывод, что эти лица работают неофициально. То есть в данном случае на общих основаниях субсидия такому домохозяйству назначена не будет. 

— Они не проживают, и есть акт об этом.

— Право исключить их из состава домохозяйства на сегодняшний день есть только у комиссии. Комиссия должна установить, какие взаимоотношения между этими лицами. Тут же может быть ситуация такая: жена и муж, в данном случае комиссия принимать решение про исключение мужа из состава домохозяйства не может. Другая ситуация — если это нетрудоспособные родители и их трудоспособные дети. Даже если у них нет доходов, то анализируется, пребывали ли они за границей свыше 60 дней за период, за который учитываются доходы. Если такие лица были за границей, то это также является основанием для отказа исключения. Если совокупность этих обстоятельств не установлена, то комиссия при документальном подтверждении, при наличии акта обследования материально-бытовых условий имеет право принимать решение об исключении и отдельных членов семьи. Но опять-таки, если бы я был на месте комиссии и услышал, что они официально не работают, то у меня бы был вопрос: а требует ли такое домохозяйство поддержки тех, кто все-таки платит налоги в госбюджет? 

— Если в квартире 45 м прописаны 3 человека, фактически проживают 2 человека — пенсионеры, а сын живет у жены, его доходы неизвестны. На квартиру жены субсидию не оформляли. Надо ли оформлять повторно субсидию, заполнять бланк и т.д. или предыдущая субсидия остается и ничего менять не надо?

— Если этот сын раньше был исключен из состава домохозяйства матери или отца, то соответственно нужно подавать новую форму заявления и декларации. Мало того, декларировать как информацию про сына, так и членов его семьи. В случае, если комиссия будет принимать позитивное решение относительно исключения сына из членов домохозяйства, то соответственно вся эта информация не будет иметь влияния на назначение субсидий тем, кто останется в домохозяйстве. Если комиссия не примет такого решения, вся эта информация будет влиять на назначение субсидии.

— Я в прошлом году проинвестировал сумму более 50 тысяч в покупку новостроя. Однако дом не достроен, и переехать в него я не могу. Сейчас я зарегистрирован в квартире родителей, хотя и проживаю отдельно — снимаю жилье. Могут ли они оформить субсидию, если я совершил такую покупку, но не могу пока что зарегистрироваться в своей квартире?

— В данном случае мы можем говорить об объективных обстоятельствах, когда комиссия исключит этого совершеннолетнего ребенка из состава домохозяйства родителей и они получат субсидию без учета этого члена семьи.

— То есть родители подают документы, и комиссия в индивидуальном порядке их рассматривает?

— Да. Но при наличии подтверждения того, что он проживает в другом месте. То есть не просто на словах «я где-то там живу». В данном случае мы говорим о том, что он проживает там на основании чего-то. Видимо, он там оплачивает коммунальные услуги, возможно, там есть договор аренды и т.д. То есть должен быть предоставлен подтверждающий документ, который говорит о том, что это лицо проживает в другом месте. 

О соцнорме

— Как и на сколько можно увеличить социальную норму для одинокого пенсионера, который проживает в трехкомнатной квартире?

— Если раньше в таких ситуациях субсидия рассматривалась на площадь сверх нормы в случае, если это просто одиноко проживающий или нетрудоспособные лица, которые проживают сами, то сегодня норму немного изменили. И мы говорим о лицах нетрудоспособного возраста, которые не работают. То есть пенсионер может и работать на пенсии. Соответственно, такое лицо не имеет права на увеличение социальных норм на дополнительную площадь. Если это лицо принадлежит к категории неработающих нетрудоспособных лиц, то комиссия имеет возможность увеличить площадь не больше, чем на 30%. То есть если по нормам площадь равна 50 кв.м, то получится еще +15 кв.м. 

О монетизации

— Когда уже введут монетизацию субсидий? Каким будет механизм?

— Элементы монетизации у нас действуют с прошлого года. Часть неиспользованной суммы субсидии на индивидуальное отопление как в прошлом году по итогам отопительного периода, так и в этом подлежит монетизации и выплате живыми деньгами в эквиваленте до 100 куб.м природного газа или 150 кВт*ч электроэнергии. Но это элементы монетизации.

Действительно, на сегодняшний день нарабатываются изменения, которые предусматривают, что, скорее всего, с 1 января 2019 года мы будем постепенно переходить на полную монетизацию. То есть субсидии будут предоставляться наличными деньгами непосредственно потребителю, который будет рассчитываться ими за ЖКХ.

— Тогда придется оформлять всем банковские карты?

— Не все так просто. Если говорить о разных наборах услуг, то мы рассматриваем дифференцированный подход. Есть услуги, которые гарантируют индивидуальные взаимоотношения между потребителем и тем, кто услугу предоставляет (газ, электричество). Если гражданин, которому государство предоставило поддержку, не оплатил коммунальные услуги, ему могут отключить доступ к этим услугам. А отключение означает непредоставление услуги, соответственно, он теряет право на получение субсидии. В случае использования централизованных систем, особенно отопления, мы говорим о том, что взаимодействовать с таким потребителем достаточно сложно. Невозможно отключить одну конкретную квартиру в многоэтажном доме.

Поэтому государство должно продумать механизм, который бы гарантировал оплату в таком случае гражданами сумм, которые начисляются в качестве платежей. Возможно, это будут специальные счета со специальным режимом использования и так далее. Но это решится в процессе отработки.

Опять же, когда говорим о монетизации, то не всем гражданам, особенно в сельской местности, может быть удобно использовать банковские карты и счета. Во многих населенных пунктах нет банковской инфраструктуры. Поэтому как один из вариантов — в сельской местности можно рассматривать почту, которая будет осуществлять переводы. 

О машинах «моложе» 5 лет

— Слышал, что по новым правилам субсидия не положена людям, которые владеют машиной «моложе» 5 лет. А если человек эту машину продаст или подарит кому-то из родственников, то получит право на субсидию?

— Если гражданин продаст авто, это будет засчитано как доход, потому что он получил денежные средства. Если он изменит другим образом право собственности, в данном случае это будет основанием, чтобы не учитывать соответствующий критерий при назначении субсидии. Но давайте не забывать, кому он может подарить или передать такой автомобиль. Наверное, ближайшим родственникам, которые также не смогут получить субсидию после этого.

— Если получат эту машину в подарок?

— Да. Этот ограничивающий право на получение субсидии критерий просто перейдет от одного члена семьи к другому. Совокупно в домохозяйстве ничего не поменяется. Тут есть другой аспект — в зависимости от того, что это за автомобиль, имеется возможность игнорировать этот критерий. Комиссия может его не учитывать. С транспортным средством, которому меньше 5 лет, была конкретная ситуация: гражданин 3 года назад купил прицеп к авто. Стоил он 12 тысяч гривен. По факту это транспортное средство, которое предусматривает государственную регистрацию в органах внутренних дел. Но реально это не то транспортное средство, которое говорит о материальном состоянии семьи в высшем уровне. Таким образом, комиссия примет абсолютно позитивное решение, когда не будет учитываться соответствующий критерий. Другая ситуация, когда человек имеет авто за несколько миллионов гривен. То есть транспортные средства бывают разные. 

— А если машина в кредите?

— Право собственности все равно у человека. Соответственно, это или комиссионное решение, или право на субсидию такая семья не имеет. 

— Если семья тратит на отпуск 50 тыс. грн. — они лишены субсидии?

— Мы рады, что люди могут себе позволить такой отдых. И могут за один раз потратить такую большую сумму. Но мы считаем, что такая семья не требует поддержки государства.