Облагаются ли субсидии налогом на прибыль

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли субсидий из бюджетов бюджетной системы, предоставляемых некоммерческим организациям органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и сообщает следующее.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Кроме того, в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться также иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами.

Порядок учета в целях налогообложения налогом на прибыль организаций указанных субсидий зависит от организационно-правовых форм некоммерческих организаций — получателей субсидий, целей их создания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.

В соответствии с положениями статей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса.

В статье 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен, соответственно, подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Кодекса.

Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 Кодекса относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.

Таким образом, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности (включая субсидии, предоставляемые по решениям Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям) на осуществление уставной деятельности), а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Однако в случаях предоставления субсидий в целях возмещения затрат некоммерческой организации в связи с оказанием ею специализированных видов услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, полученные субсидии не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.

Такие субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном порядке.

Директор Департамента И.В. Трунин

НКО получила субсидию.

Разъяснено, что если средства предоставлены безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, услуг, то при ведении раздельного учета они в рамках налога на прибыль не учитываются.

Речь, в частности, идет о субсидиях, предоставляемых НКО (включая социально ориентированные) по решениям Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Однако если субсидии предоставляются на возмещение затрат НКО в связи с оказанием ею специализированных видов услуг в рамках муниципального или госзадания, то они средствами целевого финансирования, ни целевыми поступлениями не признаются.

Такие субсидии при обложении прибыли должны учитываться в составе доходов. Расходы за счет данных средств при этом также учитываются.

Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.

Является ли доходом и облагается ли налогом?

Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.

Налогообложение  при ОСНО

При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.

Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.

При УСН Доходы – расходы

Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование.  Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.

Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.

Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.

При ЕНВД

Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.

Учет в Налог на доходы физических лиц

Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.

Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.

При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

В НДС

Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста. Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат. Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.

Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.

Заключение

Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.

В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.

В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.

Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.

Облагаются ли налогами гранты и субсидии, полученные некоммерческими организациями?

Письмо Минфина России от 06.10.09 № 03-03-06/4/85 в целом можно назвать благоприятным для налогоплательщиков. В нем снова рассматривается вопрос налогообложения средств, которые организации получают на те или иные цели из бюджета. В частности, вопрос о субсидиях. Нужно ли облагать их налогом на прибыль?

Видимо, налогоплательщики никак не могут смириться с тем фактом, что за получение бюджетных средств нужно уплачивать налог в бюджет же. Тем не менее, это именно так. Даже если бюджетные средства получает некоммерческая организация.

(Просто напомним, что старая редакция БК РФ, действительно, позволяла считать субсидии юридическим лицам целевыми поступлениями из бюджета – см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.03.05 № 20-12/14579).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в ст. 251 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Некоммерческие организации в данном перечне не поименованы.

Так что для них средства, полученные из бюджета, целевыми в рамках ст. 251 НК РФ, не являются. Налог на прибыль с них платить надо.

Тем не менее, если бюджетные средства выделяются на возмещение затрат в связи с производством товаров, работ или услуг, то здесь есть одна важная особенность.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством или реализацией товаров, работ, услуг. Как правило, такие субсидии выделяются в том случае, если производство и реализация убыточны, но они важны для каких-то общественных или социальных целей. Бюджет покрывает разницу между низкими доходами и высокими расходами.

В связи с этим, с практической точки зрения, налогоплательщик не теряет ничего. Ведь субсидия просто закрывает убыток, прибыли, как правило, не образуется, и база по налогу на прибыль не формируется. Так что никаких лишних налогов платить не придется.

А то, что субсидия не признается целевым финансированием, даже предоставляет один небольшой бонус – по ней не нужно вести отдельный учет, и даже отчитываться, куда пошли полученные средства.

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 10 января 2014 г.

Содержание журнала № 2 за 2014 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Мало кому из коммерческих организаций дают бюджетные субсидии. Но, получив право на целевую субсидию, впору задуматься: а включать ли ее в доходы, учитываемые для целей налога на прибыль?

Казалось бы, организация вполне может признать полученные из бюджета деньги целевым финансированием или целевыми поступлениями. Их, как известно, не нужно учитывать для целей налогообложения прибылиподп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако Минфин считает, что НК разрешает учитывать как целевое финансирование только целевые поступления, полученные бюджетными и автономными учреждениями. А коммерческие организации целевые поступления из бюджетов получать в принципе не могутПисьмо Минфина от 12.02.2010 № 03-03-06/1/68. Следовательно, по версии Минфина, со всех полученных денег надо заплатить налог на прибыль: будь то субсидии на возмещение затрат либо субсидии, компенсирующие не полученную от потребителей плату за оказанные услуги.

Однако далеко не все согласны с этим. Есть суды, которые считают, что коммерческие организации тоже могут получать целевое финансирование, которое не должно облагаться налогом на прибыль. Разумеется, важно, чтобы полученные деньги организация использовала по целевому назначениюсм., например, Постановления ФАС СЗО от 05.07.2011 № А26-9551/2010; ФАС ЗСО от 01.03.2011 № А81-1212/2009. Не так давно свое веское слово в данном вопросе сказал и Высший арбитражный суд.

В одном из рассматриваемых им споров организация получила из областного бюджета крупную субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств. Деньги были использованы строго по назначению, велся раздельный учет. Поэтому организация не включила субсидию в облагаемые налогом доходы. Причем затраты на модернизацию основных средств, компенсированные из бюджета, организация списывала на расходы (начисляя амортизацию) только в бухучете. В налоговом же учете они не уменьшали «прибыльную» базу.

ВАС решил, что п. 2 ст. 251 НК не ставит возможность применения льготы в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджетаПостановление Президиума ВАС от 30.07.2013 № 3290/13. А значит, и коммерческая организация может получить их и при выполнении определенных условий учитывать как доходы, не облагаемые налогом на прибыль.

***

Итак, коммерческая организация, получив целевую бюджетную субсидию, может не облагать ее налогом на прибыль, если:

  • велся раздельный учет целевых поступлений и иных доходов, а также соответствующих им расходов;
  • затраты, на возмещение которых из бюджета получено финансирование, не учитывались в «налоговых» расходах.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на прибыль»:

Определение ВАС РФ от 25.03.13 № ВАС-2842/13

Суть спора. По результатам камеральной проверки «нулевой» налоговой декларации общества по налогу на прибыль организаций инспекция установила занижение налогооблагаемой базы при исчислении данного налога. И все из-за того, что компания не включила в нее субсидию в размере 300 тыс. руб., которая была получена в рамках реализации пунк­та 2.5 Закона Ульянов­­ской области от 08.06.05 № 042-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской об­­ласти…».

Решением инспекции налогоплательщик был привлечен к ответст­венности в виде взыскания штрафа, ему также доначислили налог на прибыль. Однако он не согласился с действиями фискалов и обратился с иском в суд.

Позиция суда. Арбитры заняли сторону общества. Давайте рассмот­рим подробности этого дела.

Итак, общество является плательщиком единого налога на вмененный доход.

В силу пункта 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организацией единого налога предусматривает ее освобождение от обязанности по ис­­числению налога на прибыль (в от­­ношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Получение налогоплательщиком­ субсидии из соответствующего бюд­жета само по себе не является са­мостоятельным видом предпринимательской деятельности, в ре­­зультате которой имеются основания для применения общей систе­­­мы налогообложения. Суд установил, что общество получило субсидию на приобретение материалов для сооружения модульного магазина в целях осуществления розничной торговли, то есть деятельности, подпадающей под систему налого­обложения в виде единого налога на вмененный доход.

Доказательств ведения об­­щест­вом иных видов деятельнос­ти, по ко­­торым уплачиваются налоги в рамках общего режима, или предназначения субсидии для осуществления иной, не облагаемой единым налогом на вмененный доход деятель­ности налоговым органом не представлено.

Поскольку общество в полном объеме израсходовало субсидию на деятельность, по которой оно при­меняло ЕНВД, у него отсутствовала обязанность по уплате налогов в рамках общей системы налогооб­ложения.

Примечание «ДК». Данным решением арбитры совершенно справедливо поддержали налогоплательщика. Действительно, полученная им субсидия не является доходом от предпринимательской деятельности, и тем более получение субсидии не может выступать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Субсидия является лишь средством осуществления уставной деятельности налогоплательщика, которая, в свою очередь, подпадает под ЕНВД.

Оснований для применения налогоплательщиком общей системы налогообложения в таком случае, безусловно, нет.

Субсидия для коммерческой организации: порядок налогообложения

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий

23.04.2013ГАРАНТ Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан, Монако Ольга

Коммерческой организации (ЗАО) из бюджета предоставляется субсидия на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда по договорам лизинга для осуществления местных и региональных воздушных перевозок. Субсидия предоставляется частями (часть – в 2012 году, часть – в 2013 году).

Облагается ли данная субсидия налогом на прибыль и НДС?

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок (далее – Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1212.

Налог на прибыль

Согласно положениям ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В общем случае прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

В целях главы 25 НК РФ к доходам относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

– доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

– внереализационные доходы.

При этом внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.

Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом признается доход, полученный налогоплательщиком, в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Статьей 251 НК РФ определён перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования. Субсидии, полученные коммерческой организацией в счет возмещения затрат, в указанном перечне не поименованы, следовательно, положения указанной нормы к таким субсидиям не применяются.

Не применяются в рассматриваемой ситуации и положения п. 2 ст. 251 НК РФ, поскольку указанная норма распространяются только на некоммерческие организации.

Учитывая сказанное, субсидии, полученные коммерческой организацией в счет возмещения затрат, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Разъяснений уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации (получение субсидии авиапредприятием) нам обнаружить не удалось, но в общем случае Минфин России также придерживается позиции, что полученные коммерческими организациями субсидии на возмещение затрат подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (смотрите, например, письма Минфина России от 23.01.2013 г. № 03-03-06/1/22, от 27.10.2011 г. № 03-03-06/1/694, от 27.05.2011 г. № 03-03-06/1/313).

НДС

Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно разъяснениям Минфина России порядок обложения НДС субсидий зависит от их характера их предоставления (смотрите, например, письма Минфина России от 25.04.2012 г. № 03-07-08/118, от 13.03.2012 г. № 03-07-11/70):

– субсидии, полученные в счет возмещения затрат, связанных с приобретением получающей субсидию стороной товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– субсидии, полученные в счет возмещения недополученных доходов (полученные в качестве оплаты реализуемых получающей субсидию стороной товаров (работ, услуг), имущественных прав).

Субсидии, полученные в счет возмещения затрат, в налоговую базу по НДС не включаются (письмо Минфина России от 06.03.2012 г. № 03-07-11/64).

Кроме того, поскольку получение субсидии на возмещение затрат не является реализацией в смысле ст. 39 НК РФ, считаем, что объект налогообложения НДС в рассматриваемой ситуации не возникает (дополнительно смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 г. № Ф02-1910/12 по № А33-14784/2011).

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

Поскольку из Правил следует, что субсидии предоставляются за счет федерального бюджета, то суммы НДС по лизинговым платежам, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению в части полученных субсидий (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Подписка Разместить:

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

– цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

– текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;


ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– отражены расходы на покупку основного средства;


ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

– нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».