Льгота по земельному налогу башкортостан

Федеральные льготы по земельному налогу в Башкортостане

Льготы федерального уровня по земельному налогу определены в статьях 391 и 395 НК РФ. Согласно ст. 395 НК РФ, полностью освобождаются от земельного налога следующие субъекты:

  1. учреждения УФСИН в отношении участков, предоставленных для выполнения возложенных на них функций;
  2. организации в отношении земельных участков, занятых государственными автодорогами общего пользования;
  3. религиозные организации в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  5. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25% (за исключением отдельных категорий участков);
  6. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов;
  7. организации народных художественных промыслов в отношении участков, находящихся в местах традиционных промыслов и используемых для производства, реализации изделий народных промыслов;
  8. граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов в отношении участков, используемых для сохранения и развития образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  9. ряд иных категорий юридических лиц, указанных в ст. 395 НК РФ.

В ст. 391 НК РФ указан перечень собственников или владельцев, которые могут уменьшить налоговую базу при расчете земельного налога на 600 кв.м. площади участка:

  1. Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы;
  2. инвалиды I и II групп инвалидности;
  3. инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  4. ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий;
  5. граждане, имеющие право на меры соц. поддержки по факту воздействия радиации на ЧАЭС, ПО «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  6. граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, ставших инвалидами в результате испытаний, учений, связанных с любыми видами ядерных установок, в том числе оружия и космической техники;
  8. пенсионеры, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  9. граждане, соответствующие условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством на 31 декабря 2018 года;
  10. лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Воспользоваться таким вычетом можно только в отношении 1 земельного участка. Если у граждана есть несколько участков, они может сам сделать свой выбор, либо налоговый орган применит наиболее выгодный вариант расчета. Если общая площадь единственного участка для указанных лиц не превышает 600 кв.м. (6 соток), платить налог не придется.

Региональные льготы по земельному налогу в Башкортостане

При издании местных нормативных актах о ставках и порядке уплаты земельного налога, муниципальные образования могут вводить собственные льготы. Они не должны носить индивидуального характера, т.е. не могут распространяться только на одного плательщика.

Также ст. 394 НК РФ предусматривает установление дифференцированных ставок для участков разного целевого назначения. Муниципальные власти не могут установить ставку земельного налога более 0.3% от кадастровой стоимости для:

  1. земель сельскохозяйственного назначения;
  2. участков под жилфондом и объектами инженерной инфраструктуры, в том числе по землям ИЖС;
  3. участков, выделенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  4. земель для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для иных категорий участков ставка не может превышать 1.5% от кадастровой стоимости.

Также муниципальные власти могут вводить льготные ставки по месту расположения участка (например, в центре населенного пункта и на окраине), по категории земель и разрешенным видам пользования. Уточнять такие вопросы нужно в ИФНС по месту нахождения участка, либо в муниципальных органах.

Как получить льготы по земельному налогу

Гражданам квитанции на оплату земельного налога присылает ИФНС, поэтому о праве на льготу нужно заявить заблаговременно. Для выбора участка, по которому будет предоставлен вычет на 600 кв.м., нужно подать в ИФНС уведомление до 1 ноября налогового периода.

Организации должны подтвердить право на льготу в ежегодной декларации и при подаче авансовых расчетов.

Сегодня сложившаяся в России экономическая ситуация такова, что администрирование имущественных налогов имеет особое значение. Ведь их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В тоже время, именно эти налоги являются основой бюджетов многих муниципальных образований.

Один из них — земельный налог. Изменения в законодательстве Российской Федерации по поводу него волнуют всех. Поэтому на сегодня можно выделить те, что чаще всего задаются налогоплательщиками.

Кто является плательщиком земельного налога?

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В то же время, если в пользовании гражданина имеется земельный участок, который состоит на кадастровом учете в органах Роснедвижимости, однако не оформлен в собственность или пользование, земельный налог по такому участку также подлежит уплате. Ведь, согласно ст. 65 Земельного кодекса, использование земли в Российской Федерации является платным, а регистрация прав на имущество, хотя и имеет обязательный характер, производится на добровольной основе (по заявлению). Поэтому длительное пользование землей без регистрации приравнивается к уклонению от регистрации и соответственно от уплаты налога. В данном случае возможно применение соответствующих санкций согласно Налоговому кодексу РФ.

Хотелось бы отметить, что с 2011 года представительными органами муниципальных образований Чишминского района отменена льгота по земельному налогу с земельных участков под многоквартирными домами. Сумма налога для каждого жителя многоквартирного дома будет рассчитываться пропорционально доле занимаемой общей площади квартиры в общей площади дома (по данным органов технической инвентаризации). Для этого органами местного самоуправления должна быть проведена работа по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет.

Каким образом исчисляется земельный налог?

Налог исчисляется как произведение кадастровой стоимости земли на ставку налога, утвержденную в муниципальном образовании. Кадастровая стоимость определяется специализированным государственным органом – Роснедвижимостью, которая имеет в каждом муниципальном районе свои территориальные подразделения. По вопросу правильности определения кадастровой стоимости следует обращаться в территориальные органы Роснедвижимости.

Для исправления ошибок в сведениях о земельных участках (например, по размеру площади, стоимости, местоположению, правообладателю и т.д.) гражданам необходимо обращаться в кадастровую палату. Исправленные данные будут возвращаться в инспекции для последующего использования при исчислении налога. Самостоятельно внести какие-либо изменения в информационные базы данных налоговики не имеют права.

Кто имеет льготы по земельному налогу?

Федеральным законодательством не предусматривается освобождение граждан от уплаты всей суммы налога, этот вопрос передан на усмотрение Советов местного самоуправления. Предусмотрено частичное освобождение ряда категорий физических лиц. Таким образом, в случае, если муниципальным образованием не принято решение по льготированию жителей своей территории по земельному налогу, то минимальный размер льготы гарантирован Налоговым кодексом.

Льготы, в виде уменьшения налоговой базы (кадастровой стоимости земли) на 10 тысяч рублей предусмотрены:

— Героям Советского союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордера Славы;

— ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий;

— физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

-инвалидам, имеющим вторую и третью степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют первую и вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— инвалидам с детства;

— физических лиц, принимавших участие в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

Решениями Советов муниципальных образований Чишминского района на 2011 год полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие категории налогоплательщиков:

— участники и инвалиды Великой Отечественной войны,

— ветераны и инвалиды боевых действий,

— на 50% освобождены многодетные семьи.

Почему пенсионеры должны платить земельный налог?

Статьей 395 Налогового Кодекса Российской Федерации определены категории налогоплательщиков, имеющие льготы по уплате земельного налога. Такая категория плательщиков, как пенсионеры, в данной статье не предусмотрена.

Какие документы необходимы для подтверждения права на льготу по уплате земельного налога?

Льготы по налогу предоставляются гражданам на основании заявлений и копий документов, подтверждающих право на предоставление льготы.

Так, например, право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий подтверждаются следующими документами:

— удостоверением ветерана Великой Отечественной войны;

— удостоверением участника войны;

— удостоверением инвалида войны;

— свидетельством ветерана боевых действий о праве на льготы.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, льготы предоставляются на основании соответствующих удостоверений и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) по инвалидности. При непредставлении вышеуказанных документов льгота не может быть предоставлена.

Что делать, если не получено налоговое уведомление и квитанция на уплату земельного налога?

В случае неполучения физическим лицом налогового уведомления об уплате земельного налога, либо ошибочно полученных налоговых уведомлений, гражданам следует обращаться в налоговые инспекции по своему месту жительства.

Что делать, если из налоговой инспекции пришло уведомление об уплате земельного налога, а земельный участок продан?

Написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и приложить документы о продаже.

В какой орган государственной власти необходимо обратиться физическому лицу для установления льгот по земельному налогу?

Если плательщик считает, что какой – то категории граждан следует предоставить льготу по налогу, он должен обращаться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения земельного участка с предложением о внесении изменений в Решение Советов по земельному налогу.

Чем грозит неуплата налогов?

В случае неуплаты гражданами налогов, налоговыми органами принимаются меры принудительного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

Хочется напомнить, что налогоплательщик, несвоевременно уплативший налог, наказывает сам себя дополнительными платежами. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, определяемая в процентах от неуплаченной суммы, процентная ставка которой принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налогоплательщикам, не уплатившим налоги за истекший год до наступления срока уплаты, налоговые органы выставляют требования об уплате налога с указанием его суммы, а также задолженности по другим неуплаченным налоговым платежам, в том числе пени.

Многие жители нашего района уже получили «Требования по недоимке», возникшей по первому сроку уплаты 2010 года. Внизу на бланке там указана общая сумма задолженности, числящаяся за налогоплательщиком. В том числе, и за прошлые годы. Уплатить следует всю сумму недоимки, а не только по приложенным к «Требованию» квитанциям.

Всю необходимую информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно получить в территориальных налоговых органах, а также на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан (www.r02.nalog.ru). квитанции на уплату имущественных налогов по имеющейся задолженности можно на этом же сайте, зайдя по ссылке «Личный кабинет налогоплательщика».

В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, материалы направляются в судебные органы для принудительного взыскания задолженности, что может привести к появлению у должников непрошенных гостей — судебных приставов. При этом с должника помимо задолженности по налогам и пени, взыскивается и исполнительский сбор, минимальный размер которого составляет 500 рублей.

Порядок принудительного взыскания налогов, регламентируемого ст. 48 НК РФ, представляет собой длительную и сложную процедуру вне зависимости от размера долга. Выполнение всех ее требований взыскания приводит к неоправданному росту государственных расходов на обеспечение как технического, так и кадрового сопровождения проводимых мероприятий. Поэтому долг каждого налогоплательщика — исполнять свои обязанности по уплате налогов в полном объеме и в установленный законодательством срок.

Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 32 по РБ

Габидуллина Э. С.

Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его уплаты, ставки, льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января каждого года. Данные о такой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.

По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в текущем календарном году не учитывается при определении налоговый базы за текущий и предыдущие годы.

Вместе с тем изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим кадастровый учет, учитывается при определении налоговый базы начиная с того года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, изменения учитываются с того года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости стоимости, которая была предметом оспаривания.

Однако если кадастровая стоимость была пересмотрена на основании недостоверности сведений о земельном участке и увеличилась, сведения о ней не учитываются при исчислении земельного налога в этом и предыдущих календарных годах. Если же после пересмотра кадастровая стоимость участка уменьшилась, она учитывается в целях налогообложения в этом и предыдущих календарных годах, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости.

Уточнить информацию о кадастровой стоимости, подлежащей применению для расчета налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 год, можно на сайте Росреестра www.Rosreestr.ru (раздел «Электронные услуги и сервисы»), либо заказав кадастровую справку о кадастровой стоимости в любом отделении МФЦ.

Если земельный участок находится в долевой собственности у нескольких лиц, то налоговая база собственника рассчитывается пропорционально его доле. Если участок принадлежит на праве общей совместной собственности без выделения долей, то налоговая база распределяется на каждого собственника в равных долях.

При приобретении или утрате права на земельный участок в течение года (например, в случае покупки, продажи земельного участка) налог за этот год считается исходя из числа полных месяцев владения участком. При этом если возникновение этих прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или их прекращение произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц их возникновения (прекращения) принимается за полный месяц. Если возникновение этих прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца или их прекращение произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанных прав не учитывается.

При получении земельного участка по наследству налог рассчитывается с месяца открытия наследства.

Для того, чтобы узнать об установленных льготах по имущественным налогам, рекомендуем воспользоваться Интернет-сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России, где размещена подробная информация о льготах по каждому отдельному муниципальному образованию.

Граждане, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, подают заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Пользователи сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» могут направить данное заявление с приложением копий документов непосредственно через сервис (раздел «Документы налогоплательщика»/ «Обратиться в налоговый орган»/ «Заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам»).

Напоминаем, срок уплаты имущественных налогов за 2017 год истекает 3 декабря.

Старший государственный налоговый инспектор отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан

О.Л. Смальченко

20.09.2019

Версия для печати

Согласно письму от 23 августа 2019 г. N 03-05-06-01/64679 Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации:

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и по вопросу о снижении налоговой нагрузки на многодетные семьи сообщается следующее.
В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года принят Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий отдельные меры налогового характера по поддержке многодетных семей.
Так, физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, на федеральном уровне предоставляется налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка, находящегося в их собственности, а также дополнительные налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц в отношении одного жилого дома и части жилого дома в размере кадастровой стоимости 7 кв. метров и в отношении одной квартиры, части квартиры и комнаты — в размере кадастровой стоимости 5 кв. метров в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ в части предоставления многодетным семьям налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц вступил в силу 15 апреля 2019 года и предусматривает применение указанных норм начиная с налогового периода 2018 года.
Таким образом, физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, будут предоставлены соответствующие налоговые льготы, установленные на федеральном уровне, в 2019 году при исчислении земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год. Налоговые льготы для детей в составе многодетных семей на федеральном уровне не установлены.
Помимо налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц предусмотрены коэффициенты, ограничивающие ежегодный рост сумм указанных налогов не более чем на 10 процентов ежегодно.
Предусмотренные на федеральном уровне меры поддержки многодетных семей являются минимальными. Дополнительные налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе для детей в составе многодетных семей, могут быть предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Учитывая изложенное, по вопросам, касающимся предоставления дополнительных налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе для детей в составе многодетных семей, следует обращаться в органы местного самоуправления.